Предыдущая страница Следующая страница

Таковы результаты скептической - филологической и истори-
ко-философской - критики в вопросе о подлинности <Пармени-
да>. Принятие отрицательного результата этой критики
равносильно утверждению, что никакой <самокритики> теории

<идей> у Платона не было и что теория эта осталась его незыблемым
философским убеждением.

Таким образом, скептицизм в <платоновском вопросе> не оста-
вил незатронутым даже те произведения, которые традиция считает
самыми важными для характеристики учения Платона. Этот скеп-
тицизм, или <гиперкритицизм>, не имел, однако, успеха в русской
историко-философской науке. Ни акад. А.Н. Гиляров, ни проф.
А.Ф. Лосев не сочли доводы против подлинности <Парменида> и
<Софиста> убедительными. Возбуждение сомнений в том, что им
самим с полным убеждением, bona fide, утверждалось, акад. А.Н.
Гиляров считает наиболее характерным для Платона методом исс-
ледования истины [см. 17. С. 354], а не основанием для отрицания
у Платона взглядов, против которых сам Платон выдвигал возра-
жения и которые, однако, удостоверяются всей совокупностью его
сочинений.

Что касается умолчания Аристотеля о платоновской критике
<идей>, то, по мнению А.Н. Гилярова, оно ничего не доказывает
[см. 17. С. 355-356]. Если основываться только на Аристотеле, то
пришлось бы, например, утверждать, будто Платон не допускал
существования <идей> отношений, <идей> отрицаний, <идей> про-
изведений искусства или будто Платон не видел в <идеях> целей
бытия и генезиса. Но эти учения налицо в ряде сочинений Платона,
на которые сам Аристотель в других случаях ссылается как на
принадлежащие Платону. Так, об <идеях> отношений и отрицаний
Платон говорит в <Федоне> и <Софисте>, об <идеях> произведений
искусства - в <Государстве> и <Кратиле>, об <идеях> как о целях
существующего и возникающего -в <Федоне>, <Филебе> и <Госу-
дарстве>. А так как нет оснований заподозрить Аристотеля в наме-
ренном искажении учений Платона, то неточности, имеющиеся у

Аристотеля в характеристике теории <идей>, естественнее объяснить
небрежностью, встречающейся порой у самого Аристотеля [там же].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna