Предыдущая страница Следующая страница

В частности, что касается довода <третий человек>, подробно
сформулированного в <Пармениде>, то, как указывает А. Н. Гиляров,
довод этот <совершенно ясно намечен в <Государстве> и в <Тимее>>
[там же. С. 356].

В литературе о Платоне была высказана и другая точка зрения
в объяснении платоновской <самокритики>, т. е. критики Платоном
собственной теории <идей>. Авторы этой точки зрения или, точнее,
гипотезы - Джордж Грот, Джексон и Гирцель. Все они не отрицают
подлинности <Филеба>, <Парменида> и <Софиста>. Но они полага-
ют, что диалоги эти, поздние в творчестве Платона, относятся к
периоду, когда у Платона возникли сомнения в-истинности теории

<идей>. Однако и в этой гипотезе нет необходимости: все противо-
, речия теории <идей> могут быть выведены из диалектического учения
Платона о нераздельном единстве тождественного и иного, единого
и многого, пребывающего и подвижного [см. там же. С. 355].

7. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА
ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взгля-
дам на общество и государство. Платон менее всего похож на
аполитичного мыслителя, равнодушного к явлениям общественной
жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом
в нем сочетается глубокий интерес к общественным отношениям.
Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совер-
шенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть
подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

О тяготении Платона к разработке вопросов общественного
устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод <Поэ-
тики> Аристотеля Н.Г. Чернышевский. <Платона, -писал Черны-
шевский, -многие считают каким-то греческим романтиком,
вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае,
стремящимся... далеко, далеко от людей и земли... Платон был вовсе
не таков... он не был праздным мечтателем, думал не о звездных
мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего
Платон думал о том, что человек должен быть гражданином госу-
дарства...> [43. С. 263-264]. Не удивительно поэтому, что вопросам
общественно-политическим Платон посвятил два наиболее обсто-
ятельных своих произведения: написанный в большей своей части
в эпоху зрелости, долго разрабатывавшийся трактат <Государство
(ПоТлтеш,)> и произведение глубокой старости <Законы>. Они да-
леко не равноценны. В <Государстве> учение об обществе разрабо-
тано в тесной связи с центральным учением платоновского
идеализма - с теорией <идей> - и несет на себе печать ригоризма
и непреклонности: идеальное сурово противопоставлено как обра-

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna