Предыдущая страница Следующая страница

зец и как норма должного эмпирической действительности. В то
же время, несмотря на всю резкость этого противопоставления, в
<Государстве> запечатлено удивительное знание и понимание столь
резко критикуемой и отрицаемой Платоном эмпирической дейст-
вительности. В сравнении с <Государством> <Законы> -произве-
дение гораздо более <компромиссное>, в нем смягчен прежний,
характерный для <Государства>, идеалистический ригоризм, сделан
ряд далеко идущих уступок требованиям эмпирической реальности.

К этим большим трактатам примыкают, дополняя их, диалоги
<Политик> и отчасти <Критон>.

В <Политике> Платон разделяет сферу научного знания на
предписывающую цели и теоретическую. В науку, предписываю-
щую цели, включается и наука государственного человека, предмет
которой - верховное руководство государством, сходное по своей
природе с искусством пастуха.

Существующим, несвершенным формам государственного об-
щежития предшествовала, по Платону, во времена глубокой древ-
ности, в век правления Хроноса, совершенная форма общежития.
В те времена сами боги, как божественные пастухи, управляли
отдельными областями, а в жизни общества наблюдалась достаточ-
ность всего необходимого для жизни, отсутствовали войны, разбои
и раздоры. Люди непосредственно рождались из земли, не нужда-
лись в жилищах и в постели, использовали немалые часы досуга
для занятий философией. На этой стадии люди были свободны от
обязанности борьбы с природой, и их соединяли узы дружбы.

Однако взять этот строй за образец возможного наилучшего
порядка невозможно - этого не дозволяют материальные усло-
вия существования: необходимость самосохранения, борьба про-
тив природы и против враждебных народов. Впрочем,
недостижимый образец минувшего золотого века проливает свет
на условия, в которых приходится жить современному человеку:
вглядываясь в этот миновавший и невозвратный строй, мы видим,
в чем состоит зло, препятствующее правильному устройству обще-
ства и порождаемое нуждой, семейными отношениями, борьбой
между народами.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna