Предыдущая страница Следующая страница

В олигархическом государстве не выполняется основной закон
жизни общества. По Платону, закон этот в том, чтобы каждый член
общества <делал свое> и притом <только свое> дело. Напротив, в
олигархии, во-первых, часть членов общества занимается каждый
самыми различными делами - и земледелием, и ремеслами, и
войной. Во-вторых, в олигархии право человека на полную распро-
дажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой
человек превращается в совершенно бесполезного члена общества:
не составляя части государства, он в нем лишь бедняк и беспомощ-
ный человек.

Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к после-
довательному развитию ее в еще худшую форму государственного
устройства - в демократию. Это власть и правление большинства,
но правление в обществе, в котором противоположность между
богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии.

Развитие роскошного образа жизни в олигархии, неудержимая и
неукротимая потребность в деньгах приводят молодых людей в лапы
ростовщиков, а быстрое разорение и превращение богатых в бед-
няков способствует возникновению зависти, злобы бедных против
богатых и злоумышленных действий против всего государственного
строя, гарантирующего богатьм господство над бедными. Неуклон-
но развиваясь, имущественная противоположность становится за-
метной даже во внешности тех и других. С другой стороны, самые
условия общественной жизни делают неизбежными не только час-
тые встречи с богатыми, но даже совместные действия: в играх, в
состязаниях, на войне. Рост возмущения бедных против богатых
приводит к восстанию. Если восстание заканчивается победой
бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют,
а государственную власть и функции управления разделяют между
всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.

Наихудшей формой отклонения от идеального государственного
строя Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в
обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как
вырождение предшествующей ей демократической формы правле-
ния. Та же болезнь, которая заразила и погубила олигархию от
своеволия, еще больше и еще сильнее заражает и порабощает
демократию [см. Госуд. VIII, 563 Е]. По Платону, все, что делается
слишком, вознаграждается великой переменой в противоположную
сторону: так бывает со сменой времен года, в растениях, всех телах
и ничуть не меньше в правлениях: избыток свободы должен при-
водить отдельного человека, так же как и полис (город-государство),
не к чему иному, как к рабству [см. Госуд. VIII, 563 Е -564 А].
Поэтому и тирания происходит именно из демократии, как жесто-
чайшее рабство - из высочайшей свободы. Тиран вырастает не из
чего более, как из корня, называемого представительством. В
первые дни и в первое время он <улыбается и обнимает всех, с кем
встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном
и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает
земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем>
[там же. VIII, 566 D - Е]. Тирану необходимо непрерывно затевать
войну, чтобы простой народ чувствовал потребность в вожде. Так
как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так
как граждане, способствовавшие его возвышению, будут мужест-
венно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если
захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать
своих осудителей, <пока не останется у него ни друзей, ни врагов,
от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы> [Госуд.
VIII, 566 Е-567 В).

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna