Предыдущая страница Следующая страница

Для Платона, как для ученого рабовладельческого общества,
характерен чисто потребительский взгляд на производительный
труд. Этот взгляд имеет результатом поразительный пробел в даль-
нейших анализах Платона. Для него важно было начисто отделить
высшие классы - воинов и правителей - от низшего класса ра-
ботников продуктивного труда. В вопрос о том, каким образом
работники специализированного труда должны подготовляться к
правильному выполнению своих обязанностей, Платон не входит.
Все его внимание сосредоточено на воспитании воинов-стражей и
на определении условий их деятельности, которые закрепляли бы
свойства, порожденные в них воспитанием.

Однако отсутствие интереса к исследованию специализирован-
ного труда не помешало Платону чрезвычайно полно характеризо-
вать его структуру. Произошло это вследствие значения, которое
Платон придавал принципу исполнения каждым разрядом работ-
ников отведенной ему особой функции в хозяйстве.

Впрочем, с точки зрения философских взглядов самого Платона,
все значение общественного разделения труда состоит лишь в том,
что разделение это подтверждает тезис об исключительной важности
ограничения и регламентации: в отношении нравственности каж-
дый разряд граждан должен быть сосредоточен на <делании своего>.
Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой
и совершенной жизни всего общества в целом и его членов.

Наисовершеннейшее по своему строю и оттого благое государ-
ство обладает четырьмя главными доблестями: 1) мудростью, 2) му-
жеством, 3) сдерживающей мерой и 4) справедливостью.

Под <мудростью> Платон понимает не какое-либо техническое
знание или умение, а высшее знание или способность дать добрый
совет о государстве в целом - о способе направления его внутрен-
них дел и о руководстве им в его внешних отношениях. Такое знание
<охранительное>, а обладающие этим знанием правители - <совер-
шенные стражи>. <Мудрость> -доблесть, принадлежащая не мно-
жеству ремесленников, а весьма немногим - философам, - и есть,
ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству
государством, сколько созерцание занебесной области вечных и

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna