Предыдущая страница Следующая страница

В утопии Платона отражаются также важные
Социальный             "
смысл утопии    черты действительного, реального античного

Платона      полиса, далекие от намеченного философом
идеала. Сквозь очертания нарисованной Пла-
тоном гармонии между хозяйственными работами и отправлениями
высших обязанностей - правительственных и военных, - пред-
полагающими высшее интеллектуальное развитие, ясно проступает
противоположность высших и низших классов, резко обособленных
друг от друга. Тем самым <идеальное> государство сбивается на
осужденный самим Платоном отрицательный тип общества, дви-
жимого материальными интересами и разделенного на взаимовраж-
дебные классы.

Предложенный В.Я. Железновым перевод термина атасти; <домашний спор>
(назв. соч., с. 107) лучше передает мысль Платона, чем <возмущение> в переводе
Карпова (см.: Сочинения Платона. Ч. 3. Политика, или Государство. СПб., 1863. С.
279). Ф- Шлейермахер переводит сттпсти; посредством  (<вражда>, <распря>)
(см.: Schleiemacher F. Platons Werke. III. Th., I Band. Berlin, 1862); Виктор Кузен -
посредством  (<раздор>) в отличие от , при помощи которого у него
передается яоХецо<; (см.: Oeuvres de Platon, tonie neuvieme, Paris, 1833. P. 298);
сходным образом английский переводчик Б. Джоуетт передает отаак; посредством

 (<раздор>), а поХецо^ -посредством  (<война>) (см.: Jowett В. // The
Works of Plato. N.Y. Vol. 2. P. 207).

Суть дела не меняется оттого, что Платон постулирует для своего
утопического государства полное единомыслие его классов и граж-
дан. Постулат этот обосновывается ссылкой на происхождение всех
от общей матери - земли. Именно поэтому воины должны считать
всех остальных граждан своими братьями. Однако именуемые
<братьями> работники хозяйственного труда третируются как люди
низшей породы. Единственно для того, чтобы они могли без помех
исполнять лежащие на них работы и обязанности, необходимые для
государства, но отнюдь не ради них самих, они должны быть
охраняемы. Разряды воинов и философов не только выполняют
свои функции, отличающие их от тружеников хозяйства. Как
занятые управлением и военным делом, они властвуют, требуют
повиновения и не смешиваются с управляемыми. Правители доби-
ваются от воинов-стражей, чтобы те помогали им, как собаки
помогают пастухам, пасти <стадо> тружеников хозяйства. На пра-
вителях лежит неусыпная забота - сделать так, чтобы воины не
превратились в волков, нападающих на овец.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna