Предыдущая страница Следующая страница

порядок, при котором самое устройство жилищ и сами права на
имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой
нравственной жизни воинов, ни для исполнения ими службы, ни
для надлежащего отношения их к людям своего и других классов
общества.

Основные черты этого порядка - лишение воинов права на
собственное имущество. Воины могут пользоваться только тем, что
минимально необходимо для жизни, для здоровья и для выполнения
своих функций в государстве. У них не может быть ни лично
принадлежащего им жилища, ни мест для хранения имущества, ни
драгоценностей.

Все, что необходимо воинам для исполнения их обязанностей,
они должны получать от изготовляющих продукты, вещи и орудия
работников производительного труда и притом в' количестве ни
слишком малом, ни слишком большом.

Питание воинов происходит исключительно в общих столовых.
Весь распорядок и рамки жизни стражей направлены на ограждение
их от губительного влияния личной собственности и в первую
очередь от дурного, тлетворного влияния денег, золота и других
драгоценных металлов. Если бы воины-стражи пустились в стяжа-
тельство, в приобретение денег и драгоценностей, они не могли бы
уже выполнять свой долг защиты членов общества: они преврати-
лись бы в хозяев и земледельцев, враждебных остальным гражданам.

Способными к функциям воинов-стражей могут быть, по Пла-
тону, и женщины - лишь бы налицо были соответствующие задат-
ки и лишь бы женщина получила необходимое для этих функций
воспитание. Для защитника общества пол так же не имеет серьез-
ного значения, как не имеет значения, какой сапожник -плеши-
вый или кудлатый -шьет сапоги [см.: Госуд. V, 454 В -С]. Но,
ставши на путь подготовки к функции стражей, женщины должны
наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку.
<Силы природы равно разлиты в обоих живых существах: по природе
всем делам причастна и женщина, всем и мужчина; но женщина во
всем слабее мужчины> [там же. V, 455 D]. Однако в этой ее слабости
нельзя видеть основания для того, чтобы <все предписывать муж-
чинам, а женщине ничего> [там же. V, 455 Е]. Следовательно, в
отношении к охране государства <природа женщины и мужчины -

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna