Предыдущая страница Следующая страница

2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ <ИДЕЯХ> (<ВИДАХ>)

От философов-элеатов Парменида и Зенона Платон усвоил
установленное этими философами различие между тем, что суще-
ствует по истине, и тем, что не имеет истинного бытия. <Прежде
всего,-утверждает Платон в <Тимее>,-по моему мнению, надо
различать: что всегда существует и никогда не становится и что
всегда становится, но никогда не существует> [Тимей. 27 D].

Это различие между быванием (становлением) и бытием, между
явлением и сущностью Платон распространяет на все предметы
исследования. Среди них большое внимание он уделяет исследова-
нию прекрасного. Вовсех диалогах, посвященных проблеме прекрас -
ного или хотя бы частично касающихся этой проблемы, Платон
разъясняет, что предметом исследования является не то, что лишь
кажется прекрасным, и не то, что лишь бывает прекрасным, а то,
что по истине есть прекрасное, т. е. прекрасное само по себе, сущность
прекрасного, не зависящая от случайных, временных, изменчивых
и относительных его проявлений.

Постановка вопроса, пожалуй, всего лучше раскрывается в
диалоге <Гиппий Больший>. В нем изображается спор о прекрасном

5*                                                                        131

между Сократом, представляющим здесь точку зрения самого Пла-
тона, и софистом Гиппием. Софист изображен как простоватый,
даже глуповатый человек, не понимающий самой сути платонов-
ской постановки вопроса. На вопрос: <Что такое прекрасное?> -
Гиппий отвечает наивным указанием на первый пришедший ему в
голову частный случай, или пример, прекрасного. <Прекрасное -
это красивая девица>,- отвечает Гиппий. Сократ без труда застав-
ляет Гиппия согласиться, что с не меньшим основанием должны
быть признаны прекрасными и прекрасный конь, и прекрасная лира
и даже прекрасный горшок. В диалоге выясняется, что предметы
чувственного мира называются прекрасными всегда лишь в относи-
тельном, не безусловном смысле. Так, и горшок может быть назван
прекрасным, но лишь в той мере, в какой он удовлетворяет своему
утилитарному назначению,-в кухонном обиходе. В этой связи
Платон принимает утверждение Гераклита, подметившего относи-
тельность прекрасного. Кто, как Гиппий, на вопрос о том, что такое
прекрасное, отвечает простым указанием на тот или другой частный
предмет чувственного мира, тот должен признать, что предмет этот
окажется уже не безусловно прекрасным или даже вовсе не пре-
красным в сравнении с каким-либо другим предметом, превосхо-
дящим его в том отношении, в каком первый был признан
прекрасным.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna