Предыдущая страница Следующая страница

Такая точка зрения естественна для идеолога общества, основ-
ным социальным отношением которого является отношение рабо-
владельца к рабу и в котором труд не имеет большой цены в глазах
верхушки рабовладельческих классов. Именно с этой точки зрения
Аристотель ищет отношение равенства не в равенстве различных
количеств труда, а в равенстве потребностей свободных членов
рабовладельческого общества, обменивающихся различными веща-
ми или товарами.

Анализ этической доблести <справедливости> развернулся у
Аристотеля в обстоятельный и ценный разбор одного из крупней-
ших вопросов политической экономии. В выражении стоимости
товаров Аристотель открыл непосредственно не видное отношение
равенства.

Деятельность, сообразная с важнейшей добро-
детелью и присущая лучшей части души, есть
блаженство. В каждом случае деятельность
бывает прекраснейшей, когда она исходит из того, что находится в
лучшем состоянии, и когда она направлена на значительнейший
предмет. Такая деятельность самая совершенная и приятная, она
доставляет наслаждение как всем чувствам, так и мышлению и
созерцанию: будучи самой приятной, она вместе с тем и самая
совершенная, ведь таковой является та, которая, будучи в нормаль-
ном состоянии, направлена на лучший предмет.

Необходимо оставить в стороне вопрос, желаем ли мы жизни
ради наслаждения или ради жизни желаем наслаждения. Одно
сопряжено с другим и не может быть разделено: без деятельности

не бывает наслаждения, наслаждение заканчивает собой всякую
деятельность. Для этики важно другое: каждое наслаждение свой-
ственно той деятельности, которую оно завершает; соответственно
наслаждение усиливает деятельность; люди, совершающие свою

работу с наслаждением, точнее эту работу выполняют: например,
геометрами становятся те, кто наслаждается геометрическими за-
дачами, они же лучше вникают в каждую подробность.

Все считают блаженную жизнь приятной и основательно впле-
тают наслаждение в блаженство. Наслаждение придает закончен-
ность деятельности, а следовательно, и жизни, к которой люди
стремятся. Однако наслаждение не может быть целью жизни.
Наслаждения, чуждые деятельности данного рода, делают почти то
же, что и страдание, а присущие деятельности страдания уничто-
жают самое деятельность. К тому же одни наслаждения, свойствен-
ные  нравственной  деятельности,  хороши,  другие  же,
соответствующие дурной деятельности, дурны. Но ясно, что на-
слаждения, всеми признанные дурными, не следует называть на-
слаждениями.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna