Предыдущая страница Следующая страница

12. УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

В этике Аристотель развил как образец и как цель блаженной
жизни идеал созерцательного постижения истины. Аристотель при-
знал этот идеал трудно достижимым, доступным в полной мере
лишь для божества. Человек может и должен стремиться к нему,
так как в человеке также есть нечто божественное.

И все же учение Аристотеля далеко от мистического идеализма
Платона. Достижение высшей цели жизни вовсе не означает для
него бегства от действительности. Аристотель - не Плотин, кото-
рый, спустя свыше полтысячи лет, имея в виду мир умопостигае-

мый, бросит клич: <Бежим в милую отчизну!> Хотя высшая цель -
созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, однако
человеческая природа, по Аристотелю, несовершенна. В силу ее
несовершенства жизнь нуждается в ряде благ, которые по отноше-
нию к главной цели - низшие и подчиненные. Необходимы и
телесное здоровье, и пища, и определенные условия жизни. В числе
этих благ как на необходимое условие жизни Аристотель указывает
на богатство. Он сравнивает его с орудиями, которые мы избираем
в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством в точном
смысле слова Аристотель понимает <накопление хозяйственных
благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и
домашнего общения> [8. 1, 3, 1256в 29-30].

Для Аристотеля как теоретика античного рабовладельческого
общества весьма характерно, что на богатство он смотрит исклю-
чительно с потребительской точки зрения рабовладельца. Для него
быть богатым означает скорее пользоваться, чем владеть: богатство -
действительное осуществление владения, или пользование тем, что
составляет имущество [см. 10. 1, 5, 136la 23-24]. Но именно
поэтому истинное, самодостаточное для благой жизни имущество
не беспредельно. Ценно этически только то, что необходимо для
цели, которой подчинено богатство, и благо есть то, что оказывается
не в избытке; то же, чего оказывается больше, чем нужно, дурно
[см. тамже. 1,6, 1363а2-3]. Междукрааностямирасточительности,
т. е. недостаточной заботы о хозяйственных благах, и скупости, или
излишнего старания о них, лежит средняя мера в распоряжении
имуществом. Это <щедрость> -доблесть свободного и благород-
ного человека. Щедрый наилучшим способом использует вещь,
раздает хозяйственные блага ради прекрасного и притом правиль-
ным образом.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna