Предыдущая страница Следующая страница

Однако с появлением денег, ставших средством менового обра-
щения и сбережения ценностей, обмен утратил непосредственную
связь с удовлетворением потребностей и стал орудием беспредель-
ного обогащения. Из этого нового менового оборота естественно
развилась <хрематистика>. Она больше всего имеет дело с деньгами,
и ее задача - беспредельное порождение богатства и хозяйствен-
ных благ. Так, в лечебном деле никто не стремится ни изготовлять,
ни накоплять больше лекарств, чем их нужно для излечения болез-
ни. Напротив, в <хрематистике> цель и средства совпадают, нет
предела для самой цели, и эта цель -богатство.

Естественное стремление к увеличению хозяйственных благ
перерождается в противоестественное и безграничное стяжательст-

во оттого, что люди начинают заботиться только о жизни, а не о
высшем благе.

С возникновением денежного обмена хозяйственными благами
начинают называть все, <ценность чего измеряется деньгами> [Ник.
этика. IV, 1, 1119в 26-27]. Такая оценка, впрочем, не относится к
измерению цели, для которой хозяйство служит средством: ценность
имущества определяется величиной его хозяйственного значения,
а ценность дела - его величием и красотой. Поэтому взгляд Ари-
стотеля на хозяйственные ценности обусловливается его этическими
и социально-политическими воззрениями. Раскрываются эти воззре-
ния в восьми книгах замечательного обширного трактата Аристо-
теля <Политика>, который остался незаконченным. В <Политике>
рассматриваются различные общественные отношения и оценивают-
ся различные формы государственного устройства.

Государство - это <некий вид общения>. Го-
гос^^^д     сударство - только одна, высшая форма об-
щения между людьми. В пределах государства
существует целая система других социальных отношений со своими
особыми целями и особыми путями развития. Каждый частный вид
общения возникает в целях какого-либо блага [см. 8. 1, 1, 1252а 2].
В экономических отношениях Аристотель видит только соци-
альные формы общения и выделяет из них три вида: 1 ) общение в
границах отдельной семьи, или <дома> (оТкос;); 2) общение в смысле

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna