Предыдущая страница Следующая страница

Действительность, однако, не такова. Приобретение собствен-
ности, необходимой для существования ойкосного (домашнего)
хозяйства, требует для себя массу орудий, а раб - некая одушев-
ленная часть собственности (см. 8. 1, 2, 1254в 34]. К тому же в самой
сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента
рождения некоторые существа предназначены к подчинению, дру-
гие - к властвованию.

В обществе, во всех его элементах, связанных между собой и
составляющих некоторое целое, элемент властвования и элемент
подчинения сказываются во всем. Это <общий закон природы, и
как таковому ему и подчинены одушевленные существа> [там же.
1, 9, 1254а 31-32].

Отсюда Аристотель выводит и природу и назначение рабства.
Согласно его разъяснению, <кто, по природе, принадлежит не
самому себе, а другому, и при этом все-таки человек, тот по своей
природе раб> [там же. 1, 7, 125а 14-15]. Деятельность рабов состоит
в применении их физических сил, это наилучшее, что они могут
дать. Они в такой сильной степени отличаются от других людей, в
какой душа отличается от тела, а человек - от животного. Именно
такие люди по своей природе - рабы, и для них лучший удел быть
в подчинении у господина. И Аристотель поясняет, что рабом по
природе бывает тот, кто может принадлежать другому и кто одарен
рассудком лишь настолько, что воспринимает приказания другого
лица, но сам рассудка не имеет [см. там же. 1, 5, 1254в 16-23].

По Аристотелю, природа устроена так, что сама физическая
организация людей свободных отличается от физической органи-
зации рабской части общества: у рабов тело мощное, пригодное для
выполнения необходимых физических работ; напротив, люди сво-
бодные не способны для выполнения подобного рода работ, зато
пригодны для политической жизни. Впрочем, высказав это утвер-
ждение, Аристотель делает оговорку: часто бывает и так, что сво-
бодные люди свободны не по физической, а только по
интеллектуальной своей организации [см. там же. 1, 2, 1254в 27-33].
И хотя красоту души не так легко охватить взором, как красоту тела,
во всяком случае остается очевидным, что одни люди по своей

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna