Предыдущая страница Следующая страница

Из политических устройств современных ему государств кри-
тика Аристотеля особо выделяет государственный строй афинской
демократии, государства Спарты и македонской монархии. Из
политических теорий Аристотель подвергает критике прежде всего
теорию своего учителя Платона, но уделяет внимание, гораздо менее
пристальное, и другим теориям, например уравнительной утопии
Фалея Халкедонского.

Вразрез с Платоном, который оспаривал право
д^^^     на личное владение для стражей-воинов и даже
выдвинул проект общности для них жен и
детей, Аристотель выступает как сторонник индивидуальной част-
ной собственности. Обычно спокойный и уравновешенный, он,
говоря о собственности, поднимается до настоящего воодушевле-
ния. <Трудно выразить словами, -говорит он, - сколько наслаж-

Компетентный и содержательный анализ этой критики имеется в труде
исследователя С.Ф. Кечекьяна <Учение Аристотеля о государстве и праве> (М.; Л.,
1947).

дения в сознании, что нечто тебе принадлежит...> [8. II, 2, 1263а
40-41]. И хотя приятно оказывать услуги и помощь друзьям,
знакомым и товарищам, <осуществление всего этого мыслимо,
однако лишь при условии существования личной собственности>
[там же. 1263в 2-3].

Природа вложила в каждого человека естественное чувство
любви к самому себе. Правда, эгоизм - по справедливому призна-
нию - заслуживает порицания. Но эгоизм есть, по Аристотелю, не
любовь к себе, а лишь чрезмерная степень этой любви [см. там же].
Кто, как Платон, стремится провести единение государства в чрез-
вычайных размерах, для того все это (т. е. возможность помощи
друзьям и товарищам) отпадает.

Необходимо держаться того способа пользования собственно-
стью, который сочетает в себе систему собственности общей и
частной. <Собственность должна быть общей только в относитель-
ном смысле, в абсолютном же она должна быть частной> [там же.
1263а 26-27]. И Аристотель восхваляет результаты такого разделе-
ния: когда пользование собственностью будет поделено между
отдельными лицами, утверждает он, исчезнут среди них взаимные
нарекания, и наоборот, получится большой выигрыш, <так как
каждый будет с усердием относиться к тому, что ему принадлежит,
добродетель же послужит своего рода регулятором в использовании,
согласно пословице <у друзей все общее>> [8. 1263а 27-30].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna