Предыдущая страница Следующая страница

законов. Фалей должен был указать, в чем должно заключаться это
воспитание, но если воспитание будет для всех одно, от него не
выйдет никакой пользы. Люди поступают несправедливо не только
из-за неравенства в предметах первой необходимости, что имел в
виду Фалей, но также и потому, что они хотят жить в радости и
удовлетворять свои желания. Величайшие преступления соверша-
ются людьми в силу стремления к преизбытку, и люди становятся
тиранами не для того, чтобы таким образом избегнуть холода.
Вожделения людей по природе беспредельны, и в удовлетворении
этих вожделений проходит жизнь большинства людей. Поэтому
существует принцип более важный, чем уравнение собственности:
следует наладить дело так, чтобы люди, интеллектуальные по своей
природе, не желали иметь больше, а люди, мало развитые, не имели
и возможности желать этого...

Несостоятельность предложенной Фалеем реформы, согласно
Аристотелю, состоит и в том, что Фалей в своем проекте ограничил
уравнение одной лишь земельной собственностью. Однако богатст-
во, как разъясняет Аристотель, заключется и в обладании рабами,
стадами, деньгами, а также в разнообразных предметах домашнего
обихода [см. 8. II, 4, 1267в 9-13]. Все это проект Фалея оставил
без внимания.

Основной порок спартанского строя Аристотель видит в том,
что спартанская система и ее законодательство рассчитаны только
на доблесть, имеющую отношение к войне: именно эта доблесть
полезна для приобретения господства. Пока лакедемоняне (спар-
танцы) вели войны, они держались, но, достигнув господства, стали
гибнуть, так как не умели пользоваться досугом и не могли заняться
каким-либо другим делом, которое представлялось бы им важнее
военного [см. там же. II, 6, 1271в 2-6]. И не только Спарта, но
большинство государств, обращающих внимание лишь на военную
подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только
достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во
время мира. Но в государстве должны быть налицо добродетели,
способствующие достижению досуга, и конечной целью войны
служит мир, а целью работы-досуг [см. там же. VII, 15, 1333в
II-16]. И Аристотель называет просто абсурдным взгляд, по
которому хорошие люди - только те, кто не имеет досуга, кто ведет

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna