Предыдущая страница Следующая страница

войны, а те, кто наслаждается миром и досугом, - рабы [см. там
же. VII, 15, 1334а 36^0].

Отвергнутым теориям государственного устройства, а также
осужденным формам реально существовавших в его время госу-
дарств Аристотель противопоставляет свой собственный проект
идеального государства.

По Аристотелю, для построения государства идеального не
требуется революционного разрушения существующего государства
и переделки существующего реального человека. Задача политика
и законодателя - не строить на месте разрушенного. Политика не
создает людей, а берет их такими, какими их создала природа [см.
8. 1, 3, 1258а 21-23]. Необходимо ввести такой государственный
строй, который при наличии данных обстоятельств оказался бы
легче всего приемлемьм и гибким: улучшить государственный
строй -задача менее сложная, чем изначала установить его [см.
там же. IV, 1, 1289а]; и хороший законодатель, и истинный поли-
тический деятель не должны упускать из виду не только абсолютной
наилучшей формы, но и формы, относительно наилучшей при
соответствующих обстоятельствах [см. там же. IV, 1, 1288в].

Но помочь усовершенствовать существующие формы государ-
ственного строя возможно только при условии, что политический
деятель знает, сколько вообще имеется возможных видов государ-
ственного устроения. Поэтому предлагаемому Аристотелем проекту
наилучшего государства у него предшествует и в этот проект
постоянно внедряется рассмотрение всех главных типов государст-
венной организации, известных Древней Греции.

Эта классификация и этот анализ покоятся, как на незыблемой
основе, на разделении всех людей, составляющих государство, на
два основных класса: рабовладельцев и рабов. Каковы бы ни были
формы государственной власти и управления, они уже предпола-
гают как нечто естественное и необходимое деление членов обще-
ства на господствующий класс рабовладельцев и лишенных всех
политических и гражданских прав класс рабов. Различия между
формами монархической и тиранической, аристократической и
олигархической, политией и демократическим устройством (о них
речь впереди) -только различия между способами господства
рабовладельцев. Политическая борьба между сторонниками всех
этих видов управления государством не отражается на рабах. Грань
между <свободнороаденными>, имеющими право на власть и на
<досуг>, и рабами не колеблется, в чью бы пользу ни решался спор
сторонников различных политических систем.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna