Предыдущая страница Следующая страница

Аристотель. Метафизика / Пер. А.Ф. Лосева. С. 143-144.

арифметики или прием геометра, которые в своих абстракциях
стремятся <поместить отдельно то, что в отдельности не дано> [там
же. XIII, 3, 1078а 21-22], но которые тем не менее <говорят о
реальных вещах и утверждают, что их предметы - реальные вещи>
[там же. XIII, 3, 1078а 29-30].

Именно этот взгляд Аристотеля на природу математических
абстракций сделал его противником не только раннего, но и
позднего учения Платона об <идеях>, которые в это время превра-
тились у Платона в пифагорейские числа. Но, согласно Аристотелю,
никакие числа не могут быть <идеями> в платоновском смысле, а

<идеи> не могут быть числами.

Если, например, принять, что <идея> человека или <человек в
себе> - это тройка, то в таком случае любая тройка <не является
нисколько не больше человеком, чем какая угодно другая> [Мет.
XIII, 7, 1081а II-12]. А если <идеи>-не числа, то тогда они
вообще существовать не могут [см. там же. XIII, 7, 1081а 12-13],
и поместить <идеи> невозможно ни раньше чисел, ни позже их.

3. ОНТОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ И УЧЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИИ
МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ И ЧУВСТВЕННЫМ БЫТИЕМ

На пороге теоретической философии Аристотеля мы встречаем
введенное им понятие субстанции. Под субстанцией Аристотель
понимает бытие вполне самобытное, существующее в самом себе,
но не в чем-либо ином. Как такое бытие, не способное существовать
ни в чем ином, субстанция никогда не может выступать в суждении,
как его предикат, или атрибут, но только как его субъект.

Так как общее есть общее для множества предметов, то субстан-
цией, т. е. бытием вполне самобытным, оно быть не может. Поэтому
субстанцией в смысле Аристотеля может быть только единичное
бытие. Только оно одно самобытно в точном смысле слова.

Для понимания дальнейшего аристотелевского развития учения
о единичном, или субстанциальном, бытии необходимо помнить,
что, ведя свой анализ независимого объективного бытия, Аристо-
тель неуклонно имеет в виду это бытие как предмет познания,
протекающего в понятиях. Другим словами, он полагает, что суще-
ствующее само по себе и потому совсем независимое от сознания
человека бытие уже стало предметом познания, уже породило
понятие о бытии и есть в этом смысле уже бытие как предмет
понятия. Если не учесть этого, то учение Аристотеля о бытии может
показаться более идеалистическим, чем оно есть на деле.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna