Предыдущая страница Следующая страница

Но в свете этого понятия о досуге Аристотель сближает в
известной мере с рабами даже класс свободных ремесленников!
Порой он даже рассматривает занятия ремесленников как свойст-
венные несвободным. Он указывает ряд условий, отделяющих
свободнорожденного не только от рабов, но и от ремесленников,
хотя последние формально не принадлежат к классу рабов. Все
занятия людей, поясняет он, разделяются на такие, которые при-
личны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свой-
ственны несвободным. Из первого рода занятий должно участвовать
лишь в тех, которые не обратят человека, занимающегося ими, в
ремесленника. Ремесленными же, согласно его взгляду, нужно
считать такие занятия, такие искусства и такие предметы обучения,
которые делают физические, психические и интеллектуальные силы

li"S^

свободнорожденных людей непригодными для применения их к
добродетели. Ремесленными будут занятия и искусства, которые
исполняются за плату. Они ослабляют физические силы, отнимают
время от развития интеллектуальных сил человека и принижают их.
Но и из числа <свободных> наук свободнорожденному человеку
дозволительно изучать лишь некоторые и только до известных
пределов, чрезмерно же налегать на них, с тем чтобы изучить их во
всех подробностях, вредно [см. 8. VIII, 2, 1337в 5-17].

Возвышая досуг, Аристотель принижает значение деятельности
и пользы. Желательны сами по себе только те виды деятельности, в
которых, как в философском созерцании, человек ни к чему иному
не стремится, помимо самой своей деятельности. Только такие
действия сообразны с добродетелью. Таков прекрасный и нравст-
венный образ действий: он принадлежит к тому, что ценно само по
себе [см. Ник. этика. X, 6, 1176в 6-9].

Напротив, польза как мотив действования не подобает свобод-
ному члену общества. <Искать повсюду лишь одной пользы всего
меньше прилично для людей высоких душевных качеств и для
свободнорожденных> [8. VIII, 3, 1138в 2-4]. Даже учить детей
грамоте необходимо не только ради получаемой от того пользы, а
потому, что благодаря этому обучению возможно сообщить им ряд
других сведений. Так и рисование изучают не для того, чтобы
избежать обмана при покупке и продаже домашней утвари, а потому,
что оно развивает глаз при определении физической красоты. Ни
хороший человек, ни политический деятель, ни добрый гражданин
не должны обучаться таким работам, которые умеют исполнять
люди, предназначенные к подчинению, за исключением разве
случаев, когда этим лицам приходится исполнять эти работы для
себя лично; только в таком случае отпадает различие между госпо-
дином и рабом [см. там же. Ill, 2, 1277а 3-7].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna