Предыдущая страница Следующая страница

Теперь мы располагаем предпосылками для того, чтобы понять
смысл учения Аристотеля о <среднем элементе> общества и о
лучшем государственном строе. Аристотель утверждает, что наилуч-
шее государственное общение -то общение, которое достигается
через посредство среднего элемента, и что те государства имеют
наилучший строй, где средний элемент представлен в большем

количестве, где он <пользуется большим значением сравнительно
с обоими крайними элементами> [8. IV, 9, 1295в 34-38].

В буржуазной экономической науке учение Аристотеля о <сред-
нем элементе> не раз толковалось чуть ли не как прообраз учения

новейших буржуазных экономистов и политиков о роли буржуазии
в капиталистическом обществе. Известный зарубежный ученый
Август Онкен, для которого, по-видимому, не существует никакого
другого нормального общества, кроме капиталистического, провоз-
гласил Аристотеля <пророком того воззрения, которое в настоящее
время написало на своем знамени лозунг: политика среднего со-
словия> [61. С. 38]. Принцип этот, приписанный Аристотелю,
Онкен считает <путеводной звездой его социального учения> [там
же. С. 41]. Суждение Онкена -разительный образец буржуазной
партийности в исторической науке, отхода от всякого историзма и
крайнего интеллектуального убожества.
Что понимал Аристотель под <средним элементом>?
Конечно, не класс общества, <средний> между рабовладельцами
и рабами. Между ними не должно быть ничего <среднего>: общество
Аристотеля резко делится на классы свободных и рабов. Землепаш-
цев и ремесленников Аристотель не только не выдвигал как нечто
<среднее> между рабовладельцами и рабами, но склонен был и их
причислить к рабам. <Идеальное государство, -утверждает Ари-
стотель, -не даст ремесленнику гражданских прав> [8. Ill, 3, 1278a
8-9]. Ремесленники, как мы уже видели, скорее должны принад-
лежать к разряду рабов, живущих <от своих рук> [там же. Ill, 2,
1277а 36-1277в 1]. И точно так же, если говорить об идеале, то, по
Аристотелю, <землепашцами должны быть преимущественно рабы>
[там же. VII, 9, 1330в 25-26].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna