Предыдущая страница Следующая страница

бедные живут униженно, не способны властвовать, а подчиняться
умеют только той власти, которая проявляется у господ над рабами.
В результате вместо государства из свободных людей получается
государство, состоящее из господ и рабов , или государство, где
одни полны зависти, другие -презрения [см. 8. IV, 9, 1295в 5-10;
12-23]. Напротив, в правильно устроенном государстве, кроме
власти господствующих классов над рабами, должно существовать
правильное господство одних свободных над другими и правильное
подчинение вторых первым. Поэтому человек свободный сам дол-
жен научиться повиновению, прежде чем он научится повелевать
и властвовать. Проявлять государственную власть правитель должен
научиться, пройдя сам школу подчинения; нельзя хорошо началь-
ствовать, не научившись повиноваться [см. там же. Ill, 2, 1277в
7-13]. Именно в политии это двойное умение повелевать и пови-
новаться достигается всего лучше.

Но все правильные формы государственного устройства могут
при известных условиях отклоняться и вырождаться в неправиль-
ные. Таких -неправильных -форм существует три: 1) тирания,
2) олигархия и 3) демократия. При этом тирания - в сущности та
же монархическая власть, но имеющая в виду интересы одного лишь
правителя; олигархия отстаивает и соблюдает интересы зажиточных
<классов>, а демократия -интересы неимущих <классов>. Одина-
ковой чертой всех форм Аристотель считает то, что ни одна из них
не имеет в виду общей пользы [см. там же, III, 5, 1279в 4-10].
Тирания - наихудшая из форм государственного строя и всего
дальше отстоит от его сущности. Тирания - безответственная
власть монарха, не направленная на защиту интересов подданных;
она всегда возникает против их желания; никто из свободных людей
не согласится добровольно подчиняться такого рода власти. Тираны
-враги всех нравственно-благородных людей, опасных для их
господства: люди нравственно-благородные, поскольку они не пре-
тендуют на деспотическую власть и в силу этого пользуются дове-
рием как в своей среде, так и среди других, не станут заниматься
доносами ни на своих, ни на чужих. Тиран стремится вселить
малодушное настроение в своих подданных, поселить среди них
взаимное недоверие и лишить их политической энергии [см. 8. V,
9,8-9].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna