Предыдущая страница Следующая страница

Выведенный таким образом пятый физический элемент Ари-
стотель назвал <эфиром (oc'i9^p)>.

<Эфир> - элемент не только физики Аристотеля, но также
важный элемент его космологии, астрономической системы. Из
<эфира> состоят небесные тела. С поверхности Земли они представ-
ляются состоящими из огня, но это потому, что вследствие быстрого
движения небесные тела раскалены. <Эфир>, кроме того, заполняет
собой мировое пространство, в котором происходит вращение
небесных тел.

Аристотель развивает любопытное рассуждение, в котором к уже
изложенным основаниям для допущения существования <эфира>

Впоследствии схоластики назвали его <пятой сущностью> (quinta essentia).

он присоединяет еще одно, подтверждаемое, как он полагает,
опытом. Он допускает условно, будто существуют только эмпедок-
ловские элементы: огонь, воздух, вода и земля. В таком случае все
мировое пространство между Землей и крайней сферой Вселенной
должно быть заполнено воздухом и огнем. Если бы это было так,
то, согласно Аристотелю, суммарное количество обоих этих эле-
ментов не соответствовало бы суммарному количеству остальных -
воды и земли. Вследствие огромного размера мировой сферы ко-
личество огня и воздуха безмерно превосходило бы количество воды
и земли, которые должны были бы превратиться в огонь и воздух.
Так как наблюдение показывает, что на деле этого нет, то остается
допустить, что мировое пространство заполнено не огнем и возду-
хом, а гораздо более легким и разреженным пятым элементом -
<эфиром>.

Из характерных черт космологии Аристотеля следуют и свойст-
ва, которыми должен обладать <эфир>. Основное его свойство -
неизменность, соответствующая неизменности небап небесной сферы.
С неизменностью в <эфире> соединяется его совершенство, также
соответствующее совершенству неба.

Но почему кроме совершенного и неизменного <эфира> в мире
существуют еще четыре менее совершенных элемента? Существо-
вание их обусловлено необходимостью. Так как существует мир, то
должен существовать его центр, стало быть, должен существовать
и элемент, стремящийся к центру мира. Элемент этот - земля. Так
как, далее, центром необходимо предполагается окружность, то
должен существовать другой элемент, стремящийся от центра к
окружности. Элемент этот -огонь. Так как в мире не существует
пустоты, то между центром мира и его окружностью, т. е. между
землей и огнем, должны существовать элементы, которые соеди-
няли бы землю с огнем. Это элементы воздуха и воды. Они
исполняют роль посредников между землей и огнем.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna