Предыдущая страница Следующая страница

Существуют данные в пользу мнения, что сохранившийся свод
трудов Аристотеля восходит к изданию Андроника Родосского. Если
рассказ Страбона и Плутарха о судьбе рукописей, попавших в конце
концов в руки Андроника, соответствует фактам, то это делает
понятным, почему в александрийском перечне не оказалось ряда
капитальных сочинений Аристотеля: в то время как составлялся
этот перечень, рукописи Аристотеля, содержавшие эти сочинения,
еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея.

Характер компоновки и изложения в дошедших до нас произ-
ведениях свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными
недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения - отделанные,
предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги.
Скорее, это записи, заготовки, вспомогательные наброски. Часть
этих отрывочных материалов, возможно, не принадлежала самому
Аристотелю. Впоследствии, по-видимому, были сделаны попытки
подогнать отрывки друг к Другу, сделать между ними спайки,
устранить неувязки, внести в неоформленный материал литератур-
ную обработку. При этом, однако, должны были возникнуть и новые
несообразности и неувязки. Со всеми этими особенностями -
пробелами, противоречиями - это то, чем мы в настоящее время
владеем из наследия Аристотеля.

Естественное введение в свод философских и научных работ
Аристотеля составляет сборник его логических трактатов, назван-
ный <Органоном> (opyocvov - <орудие>). Название это, возникшее
после смерти Аристотеля, указывает, что логика, как ее понимал
Аристотель, есть учение об орудии научного исследования и в этом

7 в Ф. \^                                                                     193

смысле есть как бы введение в философию, в частности и в
особенности -в философию науки. В <Органон> входят: 1) <Ка-
тегории> - сочинение, не совсем достоверно приписываемое Ари-
стотелю; 2) <Об истолковании> (трактат о суждении); 3) <Анали-
тики>-первая и вторая, каждая в двух книгах. Это основной
логический труд Аристотеля. В нем излагаются: учение об умозак-
лючении (силлогизме) - в первой <Аналитике> и учение о доказа-
тельстве -во второй; 4) <Топика> -обширный трактат о
вероятных доказательствах и о <диалектике> - в аристотелевском
понимании этого термина; 5) <Опровержение софистических дока-
зательств>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna