Предыдущая страница Следующая страница

Но знание не тождественно с ощущением. Правда, всякое
знание начинается с ощущения. Этот тезис Аристотель даже
рассматривает как основной для теории познания [см. 2. 1, 18].-Если
нет соответствующего предмету ощущения, то нет и соответствую-
щего ему достоверного знания. В опыте, поскольку опыт обусловлен
ощущениями, непосредственно ум постигает самый предмет ощу-
щения, в единичном непосредственно постигает род, в Каллии -

<человека> [см. там же. II, 19, lOOa 17].

Однако это непосредственное постижение общего в единичном
существенно отличается от знания. <То, что в вещах показывает
чувственное познание, т. е. ощущение, зависит от всегда изменчи-
вых условий пространства и времени. Напротив, то, что показывает
в вещах научное познание, не зависит ни от пространства, ни от
времени. Научное постижение предмета - мысль, покоящаяся и в
известном смысле стабильная, остановившаяся> [6, 1, 3, 407а 32 и
ел.; II. VII, 3, 247в 7 ел.].

Но знание отличается от мнения. То, что дает мнение, основы-
вается на всего лишь вероятных основаниях. Не таково знание.
Правда, научное знание также выражается в суждении и принима-
ется в качестве истинного, лишь когда в познающем возникло
убеждение в его истинности. Но если суждение обосновано как
достоверное знание, то нельзя указать оснований, посредством
которых оно могло бы оказаться опровергнутым или хотя бы
измененным [см. Топика. V, 2, 130в 16; VI, 2, 139в 33; 2. 1, конец
2-й главы]. Напротив, для мнения или для веры справедливо, что
по отношению к ним всегда возможны иное мнение и другая вера.
Более того. Мнение может быть и ложно и истинно, убеждение в
нем никоим образом не может быть <незыблемым> [см. 2. 1, 33], в
то время как знание - прочная и незыблемая истина [см. там же.
1, 19, ЮОв 7 и ел.: 6. Ill, 428а 17].

Предмет знания и знание предмета. Рассматривая отношение
знания к своему предмету, Аристотель твердо стоит на почве убеж-
дения, что в порядке времени существование предмета предшествует
существованию знания. Предмет, по Аристотелю, предшествует
познанию, которое человек может иметь об этом предмете. В этом
смысле отношение знания к предмету то же, что и отношение
ощущения к предмету. Из того, что у ощущающего человека

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna