Предыдущая страница Следующая страница

Исследование причинного отношения Аристотель считает ос-
новной задачей научного знания: <...рассмотрение [причины], по-
чему есть [данная вещь], есть главное в знании> [2. 1, 14, 79a].

Для Аристотеля <знать, что есть [данная вещь] и знать причину
того, что она есть, - это одно и то же> [2.11,8,93а]. Именно потому,
что силлогизм первой фигуры больше, чем силлогизмы других
видов, способен обосновывать знание причинных отношений, Ари-
стотель считал первую фигуру наиболее ценным видом умозаклю-
чения. <Среди фигур [силлогизма], -писал он, -первая является

наиболее подходящей для [приобретения] научного знания, ибо по
ней ведут доказательства и математические науки, как арифметика,
геометрия, оптика, и, я сказал бы, все науки, рассматривающие
[причины], почему [что-нибудь] есть, ибо силлогизм о том, почему
[что-нибудь] есть, получается или во всех, или во многих случаях,
или больше всего именно по этой фигуре> [там же. 79а].

Это понятие о причине делает ясной роль среднего термина в
умозаключении и доказательстве. Средний термин есть также по-
нятие, общее двум понятиям, отношение которых рассматривается
в силлогизме и доказательстве. Вместе с тем средний термин
выступает в доказательном рассуждении как причина: <Причина
того, почему [нечто] есть не это или это, а [некоторая] сущность
вообще, или [почему нечто есть] не вообще, но что-то из того, что
присуще само по себе или случайно, - [причина всего этого]
представляет собой средний термин> [там же. II, 2, 90а 9 ел.].

Особенно ясно выступает свойство среднего термина быть
причиной в достоверных доказательных умозаключениях. Во всех
таких умозаключениях достоверность их - достоверность не только
какой-то причины, а именно истинной причины.

Очень характерно для Аристотеля, что единичные предметы,
термины которых выступают в умозаключении доказательства, рас-
сматриваются сами по себе все же как универсальные. <Ни одна
посылка, - говорит Аристотель, - не берется так, чтобы она [от-
носилась только] к тому числу, которое ты знаешь, или только к
той прямолинейной [фигуре], которую ты знаешь, но [она] отно-
сится ко всякому [числу] или прямолинейной [фигуре]> [там же. 1,
1,71в3и ел.]. Даже если для непосредственного созерцания фигура
единична, то сама по себе она универсальна.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna