Предыдущая страница Следующая страница

<нельзя рассматривать без посредства индукции, ибо и так называ-
емое отвлеченное познается посредством индукции, [именно], если
кто-либо хочет показать, что некоторые [признаки]... присущи
каждому роду... Но индукция невозможна без чувственного восп-
риятия, так как чувственным восприятием [познаются] отдельные
[вещи], ибо [иначе] получить о них знание невозможно> [там же].
Таким образом, <как знание, [приобретаемое] из общего, невоз-
можно без индукции, так и [знание] посредством индукции невоз-
можно без чувственного восприятия> [там же. 81в].

<Индуктивные> умозаключения, как их понимает Аристотель,
не составляют еще науку в собственном смысле, но образуют
(наподобие аристотелевских <диалектических> аргументов) только
подготовку, или преддверие к ней.

Характерно, что как на своего предшественника в обосновании
метода науки Аристотель указывает не на Платона, с которым он в
этой связи полемизирует, а на Сократа. Но тут же он подчеркивает,
что даже у Сократа речь шла не о самой науке, а только о <начале
знания>: <...две вещи надо было бы отнести на счет Сократа -
индуктивные рассуждения и образование общих определений: в
обоих этих случаях речь идет о начале знания> [4. XIII, 4, 1078в 27
и ел.]. Напротив, платоновская <диалектика> как учение об <идеях>,
приписавшее общим сторонам вещей обособленное существование,
не может быть истинным методом науки.

Аристотель находит, что <диалектический> (в его, аристотелев-
ском смысле) силлогизм и <индукция> определяют формальный
характер двух видов вывода, которые он назвал <энтимемой> и
<примером> .

Исходной точкой <энтимемы> Аристотель счи-
тает предположение некоторого общего поло-
жения, которому должны быть подчинены частные случаи.
Например: если война -причина бедствий, от которых мы стра-
даем, то мы можем исправить свое состояние только посредством
мира [см. 10. 1, 23]. Рассуждение предполагает здесь вероятность
не только для некоторых частных случаев, но и общего значения.
Эта вероятность касается результатов войны и мира, которые могут
быть сопоставлены. Но <энтимема> может иметь исходной точкой
и другое, принятое в качестве общего или обычного, отношение
<признака>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna