Предыдущая страница Следующая страница

К тому же связи между понятиями науки, как ее понимает
Аристотель, - связи логические. Наука направлена на постижение
качеств, характеризующих индивидуальное или субстанциальное
бытие. Но качества Аристотеля, так же как и его субстанции, в
плане науки являются логическими сущностями, между которыми
существуют отношения, или градация, подчинения. Между всеми
этими понятиями должна быть выяснена их логическая связь.

В конечном счете действительный мир познания - это мир, где
действует ум. Ум, по Аристотелю, истиннее даже, чем сама наука.
Поэтому ум может иметь своим предметом начала знания. Наука,
как и ум, дает истину, и никакой другой род познания, кроме ума,

<не является более точным, чем наука> [4. 991а 32-33], <не может
быть истиннее> [там же].

Но всякая наука обосновывается, а начала доказательств более
известны, чем сами доказательства. Так как начало доказательства
уже не есть доказательство, то наука не может быть началом науки.
Таким началом может быть только ум - единственный, кроме
науки, вид истинного познания. Теория познания Аристотеля, так
же как и его теория <форм>, -теория объективного идеализма.

8. СИЛЛОГИСТИКА

Деятельность Аристотеля принадлежит не только истории фи-
лософии, но и истории науки. В кругу наук, разработкой и даже
созданием которых занимался Аристотель, первое место принадле-
жит логике. Аристотель - автор оригинальной, чрезвычайно тща-

тельно разработанной логической системы, оказавшей через
посредство переработки и истолкования ее послеаристотелевскими
античными логиками, а также логиками феодального периода ог-
ромное влияние на развитие логической науки.

Поскольку логика - специальная наука об умозаключении и
доказательстве, в настоящей работе, предмет которой -очерк ис-
тории античной философии, - не может быть предложено сколь-
ко-нибудь подробное рассмотрение специальных логических
учений Аристотеля. К тому же рассмотрение это должно было бы
оказаться непропорционально пространным. В силу ряда истори-
чески сложившихся причин даже специалистам-логикам нелегко
восстановить точный, отражающий историческую действительность
смысл логических учений Аристотеля. То, что в XIX в. (а также
отчасти в XX в.) считалось логикой самого Аристотеля, было
результатом недостаточно точного отличения этой логики от так
называемой традиционной формальной логики. С другой стороны,
характерный для XIX в. упадок логической теории, смешение
теоретических учений логики с метафизическими спекуляциями
идеалистической -чаще всего эклектической или позитивист-
ской -философии крайне затрудняли верную историческую и
теоретическую оценку великого логического деяния Аристотеля.
Такая оценка может быть исторически обоснованной и точной
только при условии ясного и точного понимания существа фор-
мальной логики. А это понимание возможно только на основе
серьезного знакомства с теориями и учениями новейшей символи-
ческой (математической) логики. Именно математическая логика
дала возможность ответить на вопрос, что такое формальная логика,
а следовательно, указала критерий для оценки выдающихся явлений
в истории этой науки.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna