Предыдущая страница Следующая страница

Одними и теми же свойствами могут обладать .несколько суб-
стратов. Поэтому, каким бы конкретным ни было понятие, под него
можно подвести, по крайней мере в мысли, несколько предметов.

Свойства, которыми отличаются друг от друга чувственно вос-
принимаемые предметы, Аристотель называет случайными свойства-
ми. От них он отличает особенные свойства, особенности. Хотя они
принадлежат всем предметам, но они не входят в понятие вида, не
характеризуют предметы как составляющие вид.

Понятие, отдельно взятое, не образует предложения. Но и
простое соединение понятий также еще не есп речь. Для того чтобы
возникла речь, необходимо возникновение высказывания. Это про-
исходит, когда соединение понятий содержит утверждение одного
о другом или, напротив, отрицание. Там, где это произошло, имеется
налицо предложение (суждение).

Аристотель классифицирует предложения, разделяя их на четы-
ре группы. Одну из них составляют утвердительные и отрицательные

предложения; в первых понятия соединяются, во вторых отделяются
друг от друга. Вторую группу составляют истинные и ложные
предложения. Для логики Аристотеля, в частности и в особенности
для его теории силлогизмов и доказательств, различение истинных
и ложных предложений фундаментально. В обосновании этого
различения сказывается первенство онтологического аспекта: ис-
тинными предложениями Аристотель называет те, в которых утвер-
ждается, что соединение понятий таково, каково соединение их
предметов в действительности, а разделение понятий таково, каково
разделение их предметов в действительности. Ложными он называет
те предложения, в которых либо соединяется то, что разделено в
действительности, либо разъединяется то, что в действительности
соединено.

Соединение обоих оснований классификации предложений
дает четвероякое их разделение на: 1) утвердительные истинные;
2) отрицательные истинные; 3) утвердительные ложные; 4) отрица-
тельные ложные.

Третье основание для классификации предложений определя-
ется характером их общности. То, что высказывается в предложении,
может относиться к одному предмету или к их множеству. Предло-
жение, в котором высказывание относится к одному предмету, -
единичное. Предложение, в котором высказывание относится ко всем
предметам известного вида, - общее. Предложение с высказывани-
ем не о всех, а о нескольких предметах вида - частное. Кроме того,
Аристотель выделяет предложения, называемые неопределенными.
Это предложения, в которых неясно указывается, к какой именно
части класса предметов относится высказывание, например: <Удо-
вольствие не есть добродетель>.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna