Предыдущая страница Следующая страница

Из взгляда Аристотеля на системную связь понятий вытекает
его постановка вопроса о категориях.

Наука, обладающая собственными принципами и развивающая,
опираясь на них, все частные истины, охватывает всю область
относящихся к ней понятий. Взгляд Аристотеля на систему научного
знания отличается от соответствующего взгляда Платона. Для
Платона знание представлялось совершенно единой системой по-
нятий, образующих иерархию возвышения и подчинения. Наверху,
превыше сущности, -единая идея блага, от которой берет начало
всякая сущность и всякое знание. Все знания устремляются к
единому источнику и от него исходят.

Согласно воззрению Аристотеля, не существует и не может
существовать понятия, которое могло бы быть предикатом всех
других понятий. Различные понятия, принадлежащие различным
сферам знания, настолько отличаются друг от друга, что не могут
войти в один общий для всех них род. Поэтому для Аристотеля
проблема определения высшего понятия оказалась более сложной,
чем для Платона. У Платона задача состоит в том, чтобы найти
единое понятие, точнее, единый род бытия, к которому сводятся
все остальные его роды. Это и есть <идея> блага. Для Аристотеля
вопрос состоит в том, чтобы определить не один род, а целую
систему высших родов бытия, к которым относятся все понятия
каждого из этих родов. Эти высшие роды Аристотель назвал <кате-
гориями>, т. е. основными родами <оказывания> о сущем.

9. КАТЕГОРИИ

Все, предстоящее чувствам и мышлению, знаменует для Ари-
стотеля проблему бытия [см. 74. С. 63]. Но философия -<первая
философия>, как ее называет Аристотель, - исследует не отдельные
области бытия, а начала и причины всего сущего, поскольку оно
берется как сущее [см. 4. VI, 1, 1025в]. Наиболее полное знание
вещи достигается, по Аристотелю, тогда, когда будет известно, в
чем сущность этой вещи. Сущность - <первое со всех точек зрения:
и по понятию, и по знанию, и по времени> [там же. VIII, 1]. В
вопросе о сущности Аристотель видит древнейшую и постоянную
проблему философии. <И то, что издревле, и ныне, и всегда
составляло предмет исканий и всегда рождало затруднения, -
вопрос о том, что такое сущее, этот вопрос сводится к вопросу -
что представляет собою сущность> [там же. VII, 1]. Однако всеобъ-
емлющий охват проблемы сущего и сущности выдвигает вопрос:
каким должен быть первоначальный, вводящий в науку подход к этой
проблеме? Ответ на этот вопрос Аристотель пытался дать в своем
учении о категориях. Это, по верному выражению В. Татаркевича,
<первый слой философских исследований> () [74. С. III]. <Категории> -основ-
ные роды или разряды бытия и соответственно основные роды
понятий о бытии, его свойствах и отношениях. Это определение
категорий не есть, однако, определение самого Аристотеля. Боль-
ше того. Как верно заметил современный чешский исследователь
К. Берка, у Аристотеля вообще нельзя найти ясного определения
понятия категории: <ег nirgends den Begriff  [см. 46].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna