Предыдущая страница Следующая страница

Из таблицы не видно, каким принципом и каким планом
руководствовался Аристотель, развивая эту свою систему категорий.
Было выдвинуто предположение, согласно которому происхожде-
ние и порядок категорий в таблице эмпирические: Аристотель,
исследуя отдельный предмет, ставил вопрос, какие различные оп-
ределения могут быть ему приписаны, а затем сводил добытые таким
образом определения в известные рубрики. В итоге таких рубрик
(категорий) набралось десять.

Впрочем, их десять лишь в <Категориях>. В других сочинениях
Аристотель указывает всего восемь первых категорий, или шесть,
или даже четыре, не выделяя остальных. Даже по вопросу о составе
категорий окончательного результата Аристотель не фиксирует: в

<Метафизике> вслед за категорией места идет категория движения,
нигде больше не встречающаяся в качестве категории.

Трудно обосновать в подробностях и порядок, в котором высту-
пают у Аристотеля его десять категорий: и здесь в различных
сочинениях различные перечни дают неодинаковую последова-
тельность.

Все же в отношении первых категорий порядок их следования,
как он изложен в сочинении <О категориях>, представляется есте-
ственным. Категория сущности первая открывает собой всю табли-
цу, и это вполне понятно: сущность Аристотеля - то, под условием
чего единственно возможно все, что относится ко всем остальных
категориям. Если категории - наиболее общие роды или типы
<оказывания> о каждой единичной вещи, то условием возможности
всех таких оказываний должно быть отдельное бытие самой этой
вещи, ее субстанциальное существование. И в <Физике> Аристотель
говорит: <Ни одна из прочих категорий не существует в отдельности,
кроме сущности: все они высказываются о подлежащем <сущность>.
Но именно поэтому <субстанция> - самобытное, независимое еди-
ничное бытие вещи - только определяется посредством категорий,

но сама по себе, по сути, не есть категория>. Аристотель сам
разъясняет, что среди многих значений того, что говорится о сущем,
<на первом месте стоит суть вещи, которая указывает на сущность>
[4. VII, 1, 1028а 14-15]. Хотя о сущем говорится с различных точек
зрения, но всегда в отношении к одному началу; в одних случаях
это название применяется потому, что мы имеем перед собой
сущности, в других -потому, что это состояния сущности, иног-
да потому, что это путь к сущности (о^стих) (см. там же. IV, 1,
ЮОЗв 6 и ел.].

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna