Предыдущая страница Следующая страница

сущности (там же. 2а]. Таковы как виды, так и обнимающие их
роды. Например, отдельный человек <заключается, как в виде, в
человеке, а родом для этого вида является живое существо> [там
же. V, 2а]. В качестве родовых и видовых понятий <вторичные
сущности> отличаются от <субстанции>, или <первых сущностей>:
они могут иметь противоположное себе. Так, огонь как <субстанция>,
или <первая сущность>, не имеет в природе ничего, что было бы
противоположно ему как огню. Но понятие о горячем как <вторая
сущность> имеет противоположное себе в понятии о холодном.

В этом учении о различии <первых сущностей> (<субстанций>)
и <вторых сущностей> (понятий о родах и видах, или о родовых и
видовых свойствах) хорошо отразилось убеждение Аристотеля в
первичности единичных вещей природы и вторичности знания о них,
выражаемого в общих понятиях. В одном месте <Физики> Аристо-
тель прямо утверждает: <Подлежащее есть начало и, по-видимому,
первее сказуемого> [II. 1, 6, 189а]. Именно поэтому он утверждает,
что начало <не должно быть сказуемым какого-либо подлежащего>
[там же. 189а]. Но и общие понятия могут быть <сущностями>.

<Сущностями> понятия о предметах называются по очевидному
основанию. В отличие от <первой сущности> понятие может быть
предикатом суждения. Но для знания совершенно необходимо по-
нятие о предмете: оно раскрывает существенную черту субъекта, и
в этом смысле родовые и видовые понятия также суть <сущности>.

За <сущностью> следуют категории <количества>, <качества> и
<отношения>. В системе аристотелевских категорий они образуют
<подсистему> с ясно определяемым логическим порядком. Так,
<количество> предшествует <качеству>, так как представляет необ-
ходимое условие <качества>: в предмете и качество его формы, и
качество цвета, и другие качественные определенности предпола-
гают некоторую количественную характеристику, относящуюся к
протяженности. В свою очередь, категории <количества> и <каче-
ства> предшествуют категории <отношения>: всякое отношение
предполагает, по Аристотелю, определенные количества (или каче-
ства) одних предметов, сравниваемые с количеством (или качест-
вом) других.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna