Предыдущая страница Следующая страница

Из десяти названных категорий Аристотель более или менее
обстоятельно рассматривает в дошедших до нас сочинениях только
первые четыре: сущность, количество, качество и отношение. Име-
ется сообщение, будто Аристотель написал специальный, не дошед-
ший до нас трактат о категориях <действования> и <страдания>.
Кроме того, действование предметов друг на друга рассматривается,
но только в разрезе физики, а не логики и не учения о категориях -
в <Физике>. Здесь обосновывается положение, что условием воз-
можности действия одних предметов на другие является их родовая
общность и наличие между ними видовых различий: ни предметы,
вполне сходные, ни предметы, вполне различные, не могут дейст-
вовать друг на друга.

10. психология

Аристотель - основоположник не только логики, но и психо-
логии. Ему принадлежит специальный трактат <О душе> - одно из
знаменитейших его произведений. В нем рассматриваются природа
души, явления восприятия и памяти. Душа - организующая форма.

В душе Аристотель видит высшую деятельность человеческого
тела. Это его действительность, его <энтелехия>, его осуществление.
Поэтому между душой и телом имеется, согласно Аристотелю,
тесная связь. Но связь эта распространяется не на все психические
функции. В душе человека существует часть, присущая определен-
ной ступени человеческого развития, но тем не менее часть, не
возникающая и не подлежащая гибели. Часть эта - ум. На ум уже
нельзя смотреть как на органическую функцию. В известный мо-

мент развития ум оказывается для человека чем-то непосредственно
данным. Как таковой ум не прирожден телу, но приходит извне.
Именно поэтому ум, в отличие от тела, неразрушим, а его суще-
ствование не ограничено длительностью человеческой жизни. За
исключением ума все остальные (низшие), т. е. <растительная> и

<животная>, части души подлежат разрушению так же, как и тело.

Впрочем, на прямой и открыто выраженный разрыв с традици-
онной верой в бессмертие души Аристотель не отважился. В его
суждениях о природе души осталась недоговоренность, и в схола-
стике возникли споры, как надо понимать неясное учение Аристо-
теля о бессмертии <активной> части ума, а значит души.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna