Предыдущая страница Следующая страница

Будучи наилучшим и прекраснейшим, высшее
Добоодетели    r                                r
благо вместе с тем и самое приятное [см. там

же. 1, 9, 1099а 24-25].

Однако достижение высшего блага предполагает, кроме высшей
цели, известное число подчиненных, ему низших целей. Для опреде-
ления их необходимо исходить из определения совершенного чело-
века. Совершенный, или искусный, человек направляет свою

деятельность на достижение нравственного совершенства, условием
же его достижения является добродетель, или доблесть. Именно
обладание добродетелью делает человека способным достигать пре-
следуемую цель. Так, человек хорошо видит добродетелью глаза, а
то, что лошадь оказывается искусной лошадью, есть плод доброде-
тели лошади.

Человеческая добродетель есть умение, - прежде всего умение
верно ориентироваться, выбрать надлежащий поступок, определить
местонахождение добра. Это умение Аристотель выражает посред-
ством понятия <середины>. Ставшее впоследствии знаменитым, это
понятие часто толковалось в плоском и пошловатом смысле, как
античный аспект <умеренности и аккуратности>. Но это толкование
ниже действительной мысли Аристотеля. <Каждый знающий избе-
гает излишества и недостатка, ищет среднего пункта и стремится к
нему, и именно среднего не по отношению к делу, а к себе самому.
И если всякая наука хорошо достигает своих целей, устремляет взор
к среднему пункту и направляет к нему свою работу... если хорошие

искусники... также работают, имея в виду средний пункт, то и
добродетель, которая точнее и лучше всякого искусства, должна
стремиться, подобно природе, к среднему> [там же. 11,5,11 Обв 5-6].

Так, добродетель выбирает среднее между излишеством и недо-
статком. Однако Аристотель тут же предупреждает против плоского
понимания этой <срединности>: он разъясняет, что в хорошем
нельзя видеть середину. Выбору подлежит не среднее из хорошего,
а наилучшее из всего хорошего. Средняя <точка> будет найдена не
в пределах дурного, а только в пределах хорошего. Однако и в этих
пределах она указывает всегда на высшее, на крайнее место: <Не
может быть в умеренности или мужестве избытка или недостатка,
ибо здесь именно середина и есть в известном смысле крайнее
совершенство, точно так же и в указанных пороках не может быть
избытка или недостатка, но всякое порочное действие ошибочно>
[там же. II, 6, 1107а 20-25]\

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna