Главная страница Следующая страница

ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

IV век до н. э. оказался для древнегреческой философии време-
нем ее высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем
школы стали центрами не только античной философии, но и
античной науки: математики, физики, астрономии, биологии, ши-
рокого круга наук гуманитарного цикла.

Вместе с тем в развитии философии после Аристотеля выступа-
ют черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей
философией. Глубокие изменения происходят в понимании задач
и целей самой философии, в понимании средств, с помощью
которых эти задачи выполняются. Изменяется социальный и этни-
ческий состав самих деятелей философии. В разработку вопросов
философии включаются представители народов, не принимавших
ранее сколько-нибудь заметного участия в процессе развития фи-
лософии. Эти новые деятели - уроженцы Востока и возникших на
Востоке новых научных и философских центров.

Значительные изменения произошли также в культурном созна-
нии афинского общества. Уже со времен македонской экспансии
Филиппа и Александра в Афинах образовалась влиятельная партия
сторонников македонской интервенции, которая, как надеялись
афинские сторонники и друзья Македонии, одна может положить
предел политическим притязаниям демократии, обеспечить бога-
тым безопасность их имущества и накоплений. Интеллектуальная
верхушка имущих классов в большинстве становится на сторону
врагов демократии и ее политической активности. Возлагавшие
надежду на военную диктатуру Македонии публицисты и идеологи
греческих зажиточных классов проповедуют аполитизм, уклонение
от политической жизни и деятельности, тщетность всех попыток
внести посредством политической борьбы и политической актив-
ности желанную прочность, устойчивость, безопасность и порядок
в полную бурных противоречий общественно-политическую жизнь.
Падает не только накал политической борьбы, но и самый интерес
к политической жизни. Круг интересов образованной части грече-
ского общества сужается, замыкается вопросами частной жизни и
частной морали. Одновременно ослабевает и напряжение теорети-
ческой мысли, притупляется теоретический интерес, падает доверие
к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных
задач мировоззрения, обнимающих все области знания, все запросы

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna