Предыдущая страница Следующая страница

философии и науки, возникает стремление свести научные вопросы
только к тому, что достаточно для обоснования правильного, т. е.
способного обеспечить счастье, личного поведения. Никогда ранее
не наблюдавшееся в такой резкой форме разочарование во всех
видах и формах общественно-политической борьбы ведет к тому,
что само <счастье> понимается уже не как сумма положительных
благ, а как нечто чисто отрицательное, как <невозмутимость>, как
отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие инди-
вида.

Разумеется, эта проповедь пассивного существования, ухода от
политической борьбы в тихую, ничем не возмутимую заводь частной
жизни ни в какой мере не означала действительного прекращения
классовой политической борьбы, действительного выключения ин-
дивида из общества, к которому он принадлежал и в котором
действовал. <Аполитизм>, который проповедовали идеологи и фи-
лософы в греческом обществе IV-III вв. до н. э., означал только
то, что, утратив надежду собственными руками и собственными
усилиями устроить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь, они
предоставляли возможность вести активную деятельность и играть
руководящую роль македонским завоевателям, а впоследствии их
преемникам, которые, как им казалось, лучше их самих разрешат
исторически сложившиеся противоречия жизни и обеспечат инте-
ресы главенствующих слоев общества.

В то же время замечательный расцвет философских и специаль-
ных научных исследований, характерный для деятельности Аристо-
теля и его школы, не мог просто оборваться. Философия сузилась
в объеме своих задач, ограничилась сферой личной этики, но и с
этим ограничением и в новой обстановке продолжала вести свои
исследования. Наука стала более специальной, менее философской;
ее горизонты и исследования становятся более эмпирическими,
приуроченными к практическим запросам жизни. Такие отрасли
знания, как медицина, направляются не столько на разработку
общих оснований биологии и натурфилософии, сколько на служе-
ние практическим нуждам врачевания и т. д.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna