Предыдущая страница Следующая страница

Три черты характерны для работ Секста: 1) тесная связь его
скептических аргументов с данными современной ему медицинской
науки; 2) стремление представить скептицизм как совершенно
беспрецедентное и оригинальное философское учение, не допуска-
ющее не только смешения, но и сближения с другими философ-
скими учениями; 3) обстоятельность изложения, представляющего
своего рода энциклопедию античного скептицизма, или, как выра-
зился Брошар, <общий итог всего скептицизма>: .

В огромном множестве наблюдения и факты, из которых Секст
выводит постулат скептического <воздержания>, принадлежат к
наблюдениям и фактам медицины, физики, физиологии и зоологии;
менее часты наблюдения, почерпнутые из метеорологии и минера-
логии. Впрочем, как бы ни решался вопрос об отношении Секста
к <эмпирикам> и <методикам> (в специально медицинском значе-
нии этих понятий), не подлежит сомнению, что в целом его учение
основывается на обработке большого эмпирического материала. Не
только в поздней античности, но и в Новое время философы,
стремившиеся доказать противоречивость, относительность и не-
достоверность чувственных восприятий, представлений и образов
воображения, постоянно черпали свои аргументы и примеры из

книг Секста. Ссылки Декарта на недостоверность чувственного
восприятия, показывающего весло преломленным, когда оно по-
гружено в воду, и прямым, когда оно вынуто из воды, или же башню
круглой, когда ее рассматривают издалека, и квадратной - с близ-
кого расстояния, заимствованы им из аргументов того же Секста.

"     "       С большой настойчивостью пытается Секст
Попытки Секста                   ^           ,-
отмежевать скептицизм установить специфические особенности скеп-

от других учений   тицизма, делающие недопустимым смешение

скептицизма с другими учениями. Так, соглас-
но Сексту, скептицизм должен быть строго отличаем от учения
Гераклита о противоположностях: в отличие от Гераклита, скептики
высказывают общее у них с гераклитовцами утверждение, будто
<противоположное кажется в отношении одного и того же> не
догматически, а как утверждение, составляющее общую предпосыл-
ку чувственного опыта всех людей. Не менее резко отличие скеп-
тицизма и от учения Демокрита: хотя Демокрит, по-видимому,
приближается к скептикам, говоря, будто мед сладок <ничуть не
больше>, чем горек, от скептицизма его учение отличается тем, что
он догматически отрицает бытие обоих этих качеств, в то время как
скептик отказывается от ответа на вопрос, существует ли на деле
или нет то или другое качество. От киренаиков, сводящих, наподобие
скептиков, все представления к человеческим состояниям, скепти-
цизм отличается целью: в то время как для киренаиков цель -
наслаждение, для скептиков она состоит в невозмутимости. От
Протагора, по-видимому, признающего <троп> относительности,
скептицизм отличается тем, что, принимая тезис текучести и отно-
сительности явлений, их соотносительность с человеком, скепти-
цизм воздерживается от имеющегося у Протагора догматического

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna