Предыдущая страница Следующая страница

Энесидем происходил из Кносса на основе Крит, деятельность
его протекала в Александрии. Кроме главного сочинения <Восемь
книг пирроновых речей>, известного нам по изложению в <Энцик-

лопедии Фотия>, источники называют сочинения Энесидема <О
мудрости>, <Об исследовании>, а также <Пирроновские очерки>.

Замечательной чертой учения Энесидема и его последователей
было то, что все они, как указывает Секст, видели в скептицизме
путь, ведущий к материалистической физике Гераклита. И действи-
тельно, положению Гераклита, будто противоположное существует
в отношении того же самого, должно, согласно Сексту, предшест-
вовать утверждение, что противоположное прежде всего кажется
противоположным в отношении одного и того же. Именно такой
способ мышления является, по Сексту, предпосылкой, общей всем
людям, - общей <материей>, которой пользуются не только скеп-
тики, но и другие философы и даже все неученые люди. Согласно
Сексту, Энесидем примыкал к Гераклиту не только в этой общей
предпосылке, но и в учении о природе души, об истине как о том,
что является всем одинаково, о тождестве и различии целого и части,
о видах движения, о сущности тел и делимости времени, о воздухе
как о первичной стихии души.

Свидетельство Секста, сближающего учение Энесидема с фи-
зикой Гераклита, породило много попыток истолкования близости
двух мыслителей. В попытках этих отражается тенденциозность
буржуазных идеалистических исследователей. Так, Пауль Наторп,
с одной стороны, извращает философию Гераклита, преувеличивая
близость учения Гераклита к скептицизму; с другой же стороны, не
желая согласиться с мыслью о тяготении Энесидема к материали-
стическим тезисам физики Гераклита, он утверждает, будто, вы-
ставляя эти тезисы, Энесидем предлагал их не в качестве
достоверной истины, а в качестве всего лишь вероятной гипотезы,
наподобие того как прославленный Парменид в учении о <мнении>
изложил как наиболее правдоподобную свою гипотезу о происхож-
дении вещей.

Другие исследователи пытаются объяснить связь Энесидема с
гераклитизмом стадиальностью в развитии учения Энесидема. В
качестве стадии, соответствующей этой связи, они предлагают либо
переход Энесидема от гераклитизма к скепсису (Сессэ), либо,
напротив, переход от пирроновского скепсиса к гераклитизму (Бро-
шар и Гааз). Идеалистическая тенденциозность этих гипотез состоит
в том, что они основываются, особенно гипотеза Сессэ, на харак-
терном для идеалистов и неверном утверждении, будто всякий
сенсуализм влечет за собой, как следствие из принципа, скептицизм.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna