Главная страница Следующая страница

VII. МАТЕРИАЛИЗМ ЭПИКУРА

До середины IV в. до н. -j. в Греции господствующим было
влияние грандиозной идеалистической системы Платона, до 20-х
годов этого же столетия - влияние перипатетической школы Ари-
стотеля, в основе своей идеалистической, в вопросах натурфилосо-

фии часто сближавшейся с материализмом, энциклопедической по
охвату развивавшихся в ней исследований и наук. Материалисти-
ческая школа Демокрита в это время ослабевает в своем непосред-
ственном воздействии на научное сознание. Внимание учеников
Аристотеля привлекают вопросы специальных наук (физики, аст-
рономии, биологии, литературоведения), а также историко-фило-
софские исследования.

В конце TV-начале III в. до н. э. происходит усиление и
обновление материализма, однако не в форме атомистического
материализма Демокрита, а в форме нового учения - эпикуреизма.
Создателем и учителем, главой школы стал Эпикур - один из
величайших мыслителей Древней Греции и один из важнейших ее
материалистов.

В атомистическом материализме Демокрита были чрезвычайно
сильны теоретические интересы, стремление к основанному на
атомизме теоретическому познанию космоса, жизни, человека. В
стремлении к такому познанию протекала подвижная, беспокойная,
гонимая, как отмечал Маркс, ненасытной теоретической любозна-
тельностью, жизнь Демокрита.

Эпикур характерен для эпохи, когда философия начинает ин-
тересоваться не столько миром, сколько судьбой в нем человека,
не столько загадками космоса, сколько попыткой указать, каким
образом в противоречиях и бурях жизни человек может обрести
столь нужное ему и столь желанное им успокоение, безмятежность,
невозмутимость и бесстрашие. Знать не ради самого знания, а ровно
настолько, насколько это необходимо для сохранения светлой
безмятежности духа, -вот цель и задача философии, согласно
Эпикуру. Материализм должен был подвергнуться в этой филосо-
фии глубокому преобразованию. Он должен был утратить характер
философии чисто теоретической, созерцательной, только постига-
ющей действительность, и стать учением, просвещающим человека,
освобождающим его от гнетущих его страхов и мятежных волнений
и чувств.

Главная страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna