Предыдущая страница Следующая страница

теория познания (<Каноника>). Теоретической опорой этики стала
для Эпикура доктрина основателя школы киренаиков - Аристиппа
из Кирены (435-360). Как и у Аристиппа, этика Эпикура покоится
на положении, что для человека первое и прирожденное благо,
начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие ('n8ovn) [см.
33. С. 128-129]. Но было между ними и различие. Аристипп
определял удовольствие как положительное состояние наслаждения,
порождаемого ровным движением. Эпикур, по крайней мере в
дошедших до нас сочинениях, определял удовольствие отрицатель-
ным признаком - как отсутствие страдания. <Предел величины
удовольствия, -пояснял Эпикур Менекею, -есть устранение
всякого страдания, а где есть удовольствие, там, пока оно есть, нет
страдания или печали, или нет и того и другого> [33. III].

Принцип, или цель, этики Эпикура не имеет, согласно его
собственному заявлению, ничего общего с теорией наслаждения,
или гедонизмом, с которым ее часто смешивали. <Когда мы
говорим,-пояснял Эпикур Менекею,-что удовольствие есть
конечная цель, то мы разумеем не удовольствие распутников и не
удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как
думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или непра-
вильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страда-
ний и душевных тревог> [33. 131]. Именно посредством
освобождения от них достигается цель счастливой жизни - здо-
ровье тела и безмятежность души (атосро^ш, т^ ^u^^q).

Эпикур различал при этом два вида удовольствий: удовольствие
покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удо-
вольствие покоя (отсутствие страданий тела).

В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий
поведения человека. <С него начинаем мы, - писал он Менекею, -
всякий выбор и избегание; к нему возвращаемся мы, судя внутрен-
ним чувством, как мерилом, о всяком благе> [33. 129].

Принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает,
будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже
киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для
получения истинных наслаждений требуется благоразумие (<рртг\-
clq). Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna