Предыдущая страница Следующая страница

Учение Эпикура о происхождении первых слов из природных,
но не конвенциональных речевых жестов противоречит подробно
изложенной в комментарии Прокла теории Демокрита об условном
(конвенциональном) происхождении языка. Платон выдвинул в
своем <Кратиле> обе эти теории как противоположные учениям

Кратила и Сократа. Сопоставления эти делают маловероятным
совпадение гипотез Демокрита и Эпикура о происхождении языка.

"      ^    ^   Философия Эпикура - величайшее и наибо-
Значение философии                  "
зд^       лее последовательное материалистическое

учение Древней Греции после учений Левкип-
па и Демокрита. Эпикур отличается от своих предшественников
пониманием как задачи философии, так и средств, ведущих к
решению этой задачи. Главной и конечной задачей философии
Эпикур признал создание этики - учения о поведении, способном
привести к счастью. Но эта задача может быть решена, думал он,
только при особом условии: если исследовано и выяснено место,
которое человек - частица природы - занимает в мире. Истинная
этика предполагает истинное знание о мире. Поэтому этика должна
опираться на физику, заключающую в себе как свою часть и как
свой важнейший результат учение о человеке. На физику опирается
этика, на этику - антропология.

В свою очередь, разработке физики должно предшествовать
исследование и установление критерия истинности познания.

На этих соображениях основывается у Эпикура его классифи-
кация философских наук, или деление философии на составные
части. Эти части -учение о критерии (которое он называет <кано-
никой>), физика и этика.

Сама по себе мысль о том, что философия должна основываться
на познании физической природы, конечно, не была новой в
греческой философии. На этой мысли основывались и учения
ионийских материалистов, учения италийских материалистов (Эм-
педокла), учение Анаксагора, учение атомистических материали-
стов и, быть может, взгляды некоторых софистов (Протагора).

Новой и оригинальной была мысль Эпикура о теснейшей связи
этики с физикой, о теоретической обусловленности этики физикой.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna