Предыдущая страница Следующая страница

В <канонике> краеугольным было учение Эпикура о чувственном
восприятии как о критерии истинности познания. У Эпикура теория
познания становится сенсуалистической на принципиальной основе
материализма. В своем сенсуализме Эпикур заходит чрезвычайно
далеко. Все, что мы ощущаем, утверждает он, истинно, и ощущения
никогда нас не обманывают. Даже иллюзии, галлюцинации и так
называемые <обманы чувств> не доказывают ложности или нена-
дежности, обманчивости ощущений. Причина иллюзий не в самих
ощущениях, а в несоответствии между образами (отображеньицами)

внешних предметов и порами наших воспринимающих органов или
в изменениях, которым подвергаются эти отображеньица, движу-
щиеся к нам от предметов по пути к нашему телу. В отличие от
Демокрита Эпикур полагает, что такие свойства вещей, как цвета,
вкусы и запахи, объективны.

Так как образы вещей, доставляемые ощущениями, истинны,
то возможны логические заключения от образов к их предметам,
или причинам, хотя не всегда заключения эти бывают истинными.

Логическое мышление в основе своей обобщающее, индуктивное.
Так как чувственное восприятие - всеобщий критерий истинно-
сти, то оно есть критерий и для заключений о таких вещах, которые
непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения
эти не были в логическом противоречии с данными восприятия.
Поэтому логическая последовательность, отсутствие логических
противоречий в рассуждениях - необходимое условие истины.
Кроме данных чувственного восприятия, посылками мышления
являются некоторые родовые понятия, возникающие в нашем уме с
природной необходимостью и поэтому истинные.

Но отношение этики Эпикура к его физике состоит не только
в том, что этика опирается у Эпикура на понятия его физики.
Физика Эпикура, с одной стороны, представляет независимую от
этики ее теоретическую основу, с другой же стороны, сами основы,
или основные понятия физики, должны быть, согласно Эпикуру,
таковы, чтобы ими могли быть обоснованы именно те эстетические
учения, которые сам Эпикур заранее считает непреложно истин-
ными. И в этом смысле можно даже сказать, что если физикой
Эпикура определяется его этика, то и наоборот: этикой Эпикура
предполагается и определяется его физика.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna