Предыдущая страница Следующая страница

Критика и отрицание каких бы то ни было сверхприродных сил
и существ, полный натурализм во всех объяснениях явлений при-
роды и отсутствие в них всяких противоречий с фактами, извест-
ными из наблюдений, - единственное непреложное условие этих
объяснений. Поэтому Лукреций - убежденный сторонник учения
Эпикура о полной допустимости и даже о совершенной необходи-
мости множественности объяснений происходящих в природе яв-
лений. Из поэмы Лукреция видно, как хорошо он изучил и усвоил
содержание письма Эпикура к Геродоту, в котором глава Сада
обосновал и на ряде примеров из области космологии и физики
разъяснил свое учение о множественности возможных объяснений
процессов и явлений, происходящих в природе.

В границах общего для всей науки о природе натуралистического
и материалистического воззрения одинаково допустимы и одина-
ково приемлемы все возможные для каждого объясняемого явления
гипотезы. Повторяются примеры и выводы Эпикура. Одинаково
возможно и то, что каждый день нарождается новое Солнце, и то,
что каждый день на небесный свод возвращается прежнее светило.

Возможно, что Луна шаровидна и сияет светом, отраженным ею от
Солнца. Но возможно также и то, что Луна сияет собственным
светом и что ее месячные фазы - рост и ущерб - вызываются
движением вокруг нее темного тела, периодически затмевающего
блеск ее лучей.

Эта готовность Лукреция (и Эпикура) принять любую объясни-
тельную гипотезу, формально не противоречащую натуралистиче-
скому и материалистическому способу и принципу объяснения,
Отнюдь не значит, будто для Лукреция совершенно безразличны
выбор и реальное содержание упоминаемых им физических и
космологических гипотез. Лукреций - не агностики не прагматист
нынешнего века. Скорее он полагает, что при современном ему
состоянии знания наука во многих случаях лишена возможности
сделать выбор и обоснованно предпочесть какую-либо из соперни-
чающих гипотез. Учение это отвечало состоянию науки, когда для
однозначного выбора альтернативы были еще недостаточно развиты
практика и эксперимент.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna