Предыдущая страница Следующая страница

Учение это не могло сосуществовать с эпикуреизмом. Оно
вступило в ожесточенную борьбу с гораздо более последовательным
материалистическим учением Эпикура. Множеству атомов Эпикура
стоики противопоставили учение о строжайшем единстве мира,
учению о реальности пустоты - учение о сплошной заполненности
мирового шара телами и пронизывающей тела пневмой, учению о
бесчисленном множестве миров - учение об одном-единственном
мире, отрицанию в мире какой бы то ни было целесообразности -
убеждение в том, что все вещи и все части мира свидетельствуют о
целевом плане и целевом начале, действующем в мире, атеизму
эпикурейцев -учение о божественности мира, -пневмы, прони-
зывающей мир, и разума, обнаруживающегося в мире. От Гераклита
стоики почерпнули мысль о происхождении мира из огня и о
периодически повторяющемся возвращении мира в огонь, о вос-
пламенении, а также учение о мироправящем Логосе, или законе.

12в.ФА^1^                                                                  337

Этот закон есть всеобщий Логос, определяющий все происходящее;
в отдельных телах он проявляется как их особые законы.

В этике противоположность и антагонизм, борьба между сто-
ицизмом и эпикуреизмом с не меньшей силой сказались в вопросе
о понимании свободы и о высшей задаче человеческой жизни. Вся
физика и этика эпикурейцев пронизаны пафосом свободы, стре-
мятся вырвать человека из железных оков необходимости. Напро-
тив, для стоиков необходимость (<судьба>, <рок>) непреложна, а
свобода в смысле Эпикура - как уклонение и избавление от необ-
ходимости - невозможна. Действия людей отличаются не по тому,
свободно или не свободно они совершаются (все они происходят и
могут происходить только по необходимости), а лишь по тому,
каким образом - добровольно или по принуждению - сбывается
и исполняется неотвратимая во всех случаях и безусловно предна-
значенная нам необходимость. Судьба <ведет> того, кто добровольно
и беспечально ей повинуется, и <насильно влечет>, <тащит> того,
кто неразумно или безрассудно ей противится. Мудрец стремится
вести жизнь, согласную с природой, и для этого руководится
разумом. Настроение, в котором он живет, есть резиньяция, сми-
рение, покорность неотвратимому. Разумная и согласующаяся с
природой жизнь есть жизнь добродетельная, а добродетель дает
безмятежность существования (<атараксия>), которая и есть высшая
цель жизни. Согласие с разумом и добродетель поддерживаются
постоянным упражнением в добродетели и господством над стра-
стями.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna