Предыдущая страница Следующая страница

<надлежащее> действие, однако доведенное до совершенства и
поднятое в сферу чистого разума. Для действий только <надлежа-
щих> вещи, между которыми выбирают, представляют собой само-
цель; для действий добродетельных-это только материал,
посредством которого проявляет свою деятельность человек, дей-
ствующий как существо разумное. Источник <добродетельных>
действий - <согласованная> жизнь разума; они - ее составная
часть и направлены на усвоение подлинных благ, на отклонение
подлинных зол. Мудрец производит каждое свое действие, исходя
из глубокой разумности и из правильного образа мыслей; оттого
каждое его действие есть действие <добродетельное> даже в случае,
если внешнее его проявление не отличается от простого <надлежа-
щего> действия неразумного человека. По той же причине <надле-
жащее> действие достойно одобрения только тогда, когда оно
доведено и выполнено до конца; напротив, в <добродетельном>
действии заслуживает похвалы уже само намерение, которым оно
вызвано к исполнению. Исполнение, доведение до конца <надле-
жащего> действия может быть прервано вмешательством каких-ни-
будь явлений, которым мы не властны воспрепятствовать.
Напротив, совершенство <добродетельного> действия ничуть не
страдает и не уменьшается от такого перерыва. По внешним по-
ступкам различие между действием <добродетельным> и действием
<надлежащим> можно заметить, только когда поведение человека
наблюдается в течение достаточно долгого времени: только тогда
обнаруживается уверенность и единообразие действия, источник
которых - твердость начал.

Различие междудействиями <добродетельными> и <надлежащи-
ми> зависит от того, обладает ли человек добродетелью или нет.
Добродетель - совершенная степень правильно действующего ра-
зума, иначе - искусство одновременно и теоретическое, и практи-
ческое, правящее всеми произвольными действиями человека.
Будучи однажды приобретенной, такая добродетель уже никогда не
может быть утрачена; будучи идеалом совершенства, она не знает
никаких степеней, ею можно только или обладать или не обладать.
Суждение не может быть более истинным или менее истинным. И
точно так же <добродетельное> действие не может быть более или

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna