Предыдущая страница Следующая страница

Ввиду тесной связи между суждениями о добре и зле и движе-
нием воли стоики считала чрезвычайно важным исправление рас-
пространенных неправильных мнений о добром и злом.

Главным источником пороков и бедствий человека стоики
считали аффекты, под которыми понимали чрезмерное влечение,
переходящее меру, или влечение, не подчиняющееся логосу. Хри-
сипп сравнивает аффект с бегом, который бегущий не может
прекратить сразу, даже когда он видит, что он уже достиг своей
цели. В этом случае движение тела заставляет бегущего <проско-
чить> или <пронестись> за цель, поставленную влечением. И точно
так же само влечение может проскочить или пронестись за пределы,
поставленные логосом.

Не всякое ложное мнение будет аффектом, а только связанное
с сильным влечением. Впрочем, утверждения стоиков об отношении
аффектов к заблуждениям противоречивы: порой аффект рассмат-
ривается у них как причина заблуждения, порой заблуждение -
как причина аффекта. Основных аффектов четыре. Из них два
относятся к настоящему, это печаль и удовольствие. Другие два -
к будущему, это страстное хотение и страх. Каждому из основных
аффектов подчиняются специальные формы. Первичные аффекты -
страстное хотение и страх. Удовольствие приходит, только когда
мы достигли, чего хотели, или избежали, чего страшились. Печаль
возникает, когда мы не достигли того, к чему страстно стремились,
или подверглись тому, чего опасались.

Из аффектов - единичных душевных состояний - возникают
привычные душевные состояния - болезни или бессилие души.
Следует отличать подверженность болезни от самой болезни. При
подверженности болезни имеется только известное предрасположе-
ние, благодаря которому душа легко впадает во власть аффектов. В
отличие от предрасположения болезнь состоит во мнении и направ-
лении воли, уже прочно укоренившихся, ставших привычными.
Есть два рода болезней; в основе первого - страстное хотение и
ложная оценка, когда вещь неправомерно признается благом, до-
стойным стремления в высшей степени. В основе второго рода
болезней лежит страх и ложная оценка, когда вещь признается злом,
которого следует избегать в высшей степени. Примеры болезней
второго рода -негостеприимство, человеконенавистничество,
женоненавистничество. Душевное бессилие -тоже особый вид
болезни.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna