Предыдущая страница Главная страница

За границы эгоизма человека выводит уже первичное природное
влечение. Первичное влечение принуждает нас воспитывать детей,
заботиться об их сохранении и благе так же, как и о собственном.
В своем дальнейшем расширении эта природная забота распрост-
раняется на родителей, на братьев и сестер, на родственников -
близких и дальних. Человеку врождено чувство связи с другими
людьми, и оно расширяется, распространяется в своем развитии на
все большие и большие круги. Мы безотчетно чувствуем, что
призваны к общественной жизни и что только в ней мы можем
найти свое удовлетворение. Мы как бы стоим в центре многочис-
ленных концентрических кругов: в них каждый более узкий указы-
вает на ближайший следующий, на который должно простираться
наше чувство связи и наша забота. И мы не может остановиться
как на последнем ни на одном из них, пока не достигнем самого
широкого, охватывающего уже все человечество. Таким образом,
уже развитие первичного, еще темного, природного влечения по-
рождает в нас сначала смутное, а затем все более проясняющееся
сознание того, что достигает полной ясности в Логосе.

Этот Логос учит нас, что все люди - братья и дети одного и
того же небесного Отца. Община, в которую человек вступает при
своем рождении и в которой он призван действовать, простирается
до пределов, до которых простирается Логос. В эту общину входят
и боги, и мы имеем по отношению к ним обязанности. Такова
набожность. Напротив, неразумные животные находятся вне общи-
ны логоса, и мы не имеем в отношении их никаких обязанностей.

Община разумных существ, охватывающая весь мир, образует
единое государство. В нем силу закона имеет естественное право,
основанное на общем для всей природы разуме. Это естественное
право есть источник всякого положительного права в отдельных
государствах. <Положительное> право есть право, лишь поскольку

оно согласно с <естественным> правом. Все различия в законах
разных государств (различия в области <положительного> права) -
лишь результат нарушений <естественного> права. Согласно требо-
ваниям этого последнего, в государстве, обнимающем все челове-
чество, между людьми имеются только те различия, которые
вытекают из нравственных и ни из каких других преимуществ. В
таком государстве боги и мудрецы - его аристократия, его полно-
правные граждане, в то же время каждому в нем предоставлена
возможность достигнуть собственными усилиями наивысшего пра-
вового положения.
Стоицизм резко отличается от эпикуреизма своим взглядом на
отношение отдельных лиц к государству. Эпикуреизм вменяет в
доблесть незаметный, <скрывающийся> образ жизни, избегание
государства и видной общественной деятельности. Его девиз: <скры-
вайся>, <живи незаметно>. Напротив, стоицизм требует от своих
последователей энергичной общественной и государственной дея-
тельности, активной и деятельной общественной жизни. Пропове-
дуемый им космополитизм гармонично был им согласован с
деятельностью на благо собственного народа и собственного госу-
дарства. Основатель стоицизма был свидетелем основания мировой
державы Александра Македонского. Та же идея вдохновляла созда-
телей римской мировой державы. Даже христианство лелеяло мысль
о <царстве божьем>, исходившую из того же, стоического в своей
основе, космополитизма.

Стоицизм - последняя после Платона и Аристотеля великая
система античной философии. Неоплатонизм, покоривший антич-
ную мысль в первые века нашей эры, был в большей мере теософией,
чем философией в смысле Платона и Аристотеля, несмотря на
поразительную мощь, виртуозную разработку и продуманность
своих диалектических построений, особенно у Плотина и Прокла.
В отношении к своим предшественникам школа стоицизма
вполне самобытна, не меньше, чем системы Платона и Аристотеля.
Велико также было ее влияние на дальнейшее развитие послеа-
ристотелевской философии -влияние в области логики, теории
познания, космологии, этики, учения о необходимости и свободе,
учения о доблестях, о долге и т.д.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna