Предыдущая страница Следующая страница

Однако высший род всего, согласно учению стоиков, - не
<сущее>, а <нечто>. <Сущее -только вид <нечто>. <Сущее>, по
учению стоицизма, - всегда сущее телесное. Но <нечто> может
быть и бестелесным. <Сущее> - только то, что может действовать
и испытывать воздействия. Однако действовать может только тело,
которое получает свое существование от материи. Именно материя
есть общая основа всякого существования, или сущности. Однако
для того, чтобы материя могла сделать тело единичным существом,
отличным от всего остального, необходима еще сила. Кроме мате-
риальности, кроме способности действовать и испытывать воздей-
ствия, телу свойственно протяжение по трем измерениям. В отличие
от субстанциального существования и непричастное субстанцио-
нальному началу материи бестелесное-второй род <нечто>. Сто-
ики различают четыре разряда бестелесных вещей: пространство,
время, пустоту и <чистые> предметы мысли (^екта). Пространство
есть <нечто>, способное к заполнению (и действительно заполнен-

ное) телесным. В отличие от пустоты, которая неограниченна и
бесконечна, пространство ограниченно. У стоиков не было термина
для обозначения вселенной как всего целого, обнимающего беско-
нечное мировое пространство и пустоту вне пространства. Про-
странство и пустота <соявляются> в связи с существованием
телесного.

Время определяется у стоиков как протяжение движения или как
протяжение мирового движения. Как и пространство, время обладает
мерой, протяжением. И пространство и время даны вместе с суще-
ствованием телесного, при этом пространство дано вместе с мате-
риальной стороной действительного, а время - в связи со стороной
деятельной. К бестелесным вещам, кроме пространства, пустоты и
времени, принадлежат еще чистые предметы мысли - <лекта>. В то
время как пространство и время - скорее, величины наглядно
представляемые, <лекта> -понятия. А именно, <лекта> -родовые
понятия и относятся ко все видам сущего и к его акциденциям.
Этим <лекта> отличаются от пространства и времени, которые
относятся к своим конечным и ограниченным промежуткам как
целое к частям, а не как род к видам. По учению стоицизма, роды
сущего -не качества, не состояния и не отношения, а предметы,
наделенные качествами, имеющие некоторое состояние и находя-
щиеся в каком-либо отношении к другим предметам. А качества,
состояния и отношения суть простые родовые понятия, чистые
предметы мысли.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna