Предыдущая страница Следующая страница

Учение стоиков о причинности предполагает
Господство судьбы                                       I
представление о мировом процессе как едином.

Все в мире происходит из единого источника сил. Только в абстрак-
ции могут быть различаемы в первоматерии деятельный причинный
и пассивный материальный моменты. В точном и собственном
смысле причинами могут быть только тела, а производить причин-
ные действия могут только высшие элементы: огонь, воздух и
смешанная из них <пневма>. Все остальные тела способны к таким
действиям только потому, что в них присутствует <пневма>. Подо-
бно тому как действующим фактором всегда может быть только
тело, так всегда должно быть телом и то, что испытывает действие.
Однако результатом причинного воздействия всегда может быть
только нечто нетелесное: причинное действие состоит только в том,
что тело приводит другое тело в положение или в движение или
порождает в нем некоторое изменение. От причин в собственном
смысле стоики отличают обстоятельства, при отсутствии которых
действие не наступает. Между причиной и следствием не может
существовать, строго говоря, никакого взаимодействия.

Важное понятие философии стоиков - понятие о фатуме
(е^царцеут)). Каждое причинное действие происходит только соглас-
но определенным законам природы. Если действующее тело, обла-
дающее некоторыми свойствами, соприкасается с другим -
пассивным, но также обладающим некоторьми свойствами, то с

необходимостью возникает определенное следствие. Отсюда же
возникает представление о необходимой последовательности при-
чинно обусловленных действий. В эту необходимую последователь-
ность входят все отдельные явления, в том числе все кажущиеся
вполне произвольными действия живых существ. Цель эта - едина
для всего происходящего в мире, так как всякое причинное действие
и всякое движение происходят от единого перводвигателя. Однако
этот перводвигатель - не неподвижный перводвигатель Аристотеля.
Мир - необходимое порождение божественной живой материи -
первоматерии. Причинная сила как единый поток разделяется на
множество отдельных потоков или ручьев, сохраняющих при всем
том свое единство и вновь возвращающихся в единый поток.
Носителем единой причинной связи всех процессов, происходящих
в мире, является единая <пневма>, илирок (фатум). Все эти понятия
подводят стоиков вплотную к их учению о <провидении> и о
<свободе воли в рамках необходимости>. Здесь в материалистиче-
скую онтологию стоиков и в их материалистическую теорию
причинности вторгается сильная струя идеализма, нарушается мо-
низм учения. Причинное понимание мирового процесса изменяется
в телеологическое. Мир происходит из божественного огня, но
огонь этот - не только материальная причина и не только закон
каузального (причинного) становления. Одновременно огонь этот
есть всеведущий ум и духовное начало, полагающее целевой поря-
док в мире. Одно и то же материальное существо причинно опре-
деляет все происходящее в мире и осуществляет во всем
происходящем самую лучшую и разумную цель. В мире существует
не только подвластный необходимости рок, или фатум, но вместе
с ним и благое <провидение> (7ipovoi(x). Как целое растение содер-
жится в семени со всеми своими стеблями, почками, листьями,
цветами и плодами, так и каждое возникающее в мире отдельное
существо уже мыслилось в мировом целом как понятие, составляло
предмет желания, как цель в совокупности целей, было причинно
обусловлено некой силой, направленной на его осуществление.
Божественная субстанция-носитель всех порождающих целевых
представлений для всех существ. Эти представления называются у
стоиков <семенными логосами> (^oyoi стлер^ос^ко^). В понятии
Хоуос, от1Ери.о.т1ко(; сведены в единство четыре вида причин, введен-
ные в онтологию Аристотелем: причина материальная, динамиче-
ская, логическая и целевая. Так сведены у стоиков к единству фатум
(рок) и провидение. При этом стоики исходят из аналогии с
человеком. В человеке воля ставит целью что-нибудь мыслимое в
понятии и осуществляет впоследствии эту цель в физическом мире
посредством движения, которое происходит уже по одним лишь
механическим законам. То, что происходит в человеке, стоики
перенесли на весь мировой процесс. Из божественного первоогня
последовательно возникают воздух, вода, земля. Единство низших
элементов сохраняется проникающей их божественной <пневмой>,

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna