Предыдущая страница Следующая страница

Сквозь характерную для Цицерона общую эклектическую тен-
денцию явно пробивается отрицательное отношение к эпикурей-
скому материализму. Как скептик, Цицерон признает проблема-
тичным решение всех основных философских вопросов о бытии и
познании. Зато он подробно обсуждает вопросы этики и религии.
В этой области он часто недовольствуется признанием одной только
вероятности, но излагает догматические решения. При этом он
ссылается на учения стоиков о надежности положений, которые
опираются на общее у различных народов мнение по ряду вопросов
(consensus gentium). Он идет еще дальше и утверждает, будто
существуют врожденные общие понятия. Они даны нам самой при-
родой и непосредственно достоверны. Таковы вера в существование
богов, вера в божественный промысел, или провидение, вера в
бессмертие души и в свободу воли. В подробности учений богосло-
вия он не вникает и по вопросу о природе души колеблется между
академическим идеализмом и материализмом стоиков.

В сочинениях <О государстве>, <О законах>, а .также отчасти в
трактате <Об обязанностях> резко отразились политические убеж-
дения Цицерона. В них Цицерон намечает, в сущности, будущую
программу Августа - основателя политики, пришедшей на смену
порядкам республиканской эпохи. Всюду Цицерон выдвигает и
поддерживает интересы консервативной партии оптиматов. С ци-

1 3 В Ф. Асмус                                                                              369

нической откровенностью от уверяет, будто для народной массы
вполне достаточна не истинная свобода, а лишь видимость свободы,
что власть народных трибунов должна быть ограничена и что
народная масса должна быть благодарна знати, которая управляет
государством и заботится о народе.

В некоторых сочинениях (<Утешение>) философия рассматри-
вается как средство утешения среди бедствий, которыми обуреваема
жизнь философа.

^        "   Так, же как и Цицерон, Маркс Теренций
" ^^""" "   Варрон (116-27) -эклектик, нов большей

степени ученый эрудит, чем философ. В под-
робностях знакомый с греческой философией, он разделил ее на
целых 288 (!) школ. Сам он полагал, будто наиболее правильное
сочетание из учений этих школ создал Антиох из Аскалона. Свеоб-
разие Варрона в том, что в эклектизм Антиоха он внес некоторые
идеи стоика Панэция о религии, в частности различие религии
философской, поэтической и государственной.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna