Предыдущая страница Главная страница

Эпиктет

К школе Секстиев, кроме Квинта Секстия и его сына, принад-
лежали Сотион из Александрии и эрудит Корнелий Цельс. Оба они
были стоиками и оба разрабатывали вопросы этики. Около 18-20
гг. н.э. у Сотиона учился философ и трагик Люций Анней Сенека.
К учениям стоицизма школа Секстиев присоединила некоторые
понятия о душе, почерпнутые из пифагореизма.
После Музония Руфа, который преподавал в
Риме при Нероне и Флавиях и еще больше,
чем Сенека, усилил этическую сторону стоицизма, выделился его
ученик Эпиктет. Раб, а впоследствии вольноотпущенник, Эпиктет
жил в Риме до 94 г. н.э., когда император Домициан издал указ об
изгнании из Рима всех философов. После 94 г. Эпиктет поселился
в Никополе, в Эпире, где обучал философии, и его лекции были
записаны Аррианом.

Еще больше, чем у Сенеки, практическая этика, морализирую-
щее размышление становятся главным предметом деятельности
Эпиктета: физика, в которой древние греческие стоики, а также
эпикурейцы видели основу этики, играет в его глазах незначитель-
ную роль, а то, что остается от нее, сближается по своему содержа-
нию с богословием. Общая материалистическая основа сохраняется,
но в учении о человеке еще более усиливается противоположность
души и тела. Существо блаженства Эпиктет видит только в нашей
воле. По пренебрежительному отношению к семье и к государству
он приближается к древним киникам, сочетая это с религиозным
смирением и любовью ко всем людям.

Дальнейшее развитие тех же тенденций пред-
^ Р^"T    ставляет мировоззрение императора Марка
Аврелия Антонина. Мысли свои он изложил в сочинении <К самому
себе>, написанном по-гречески. Учение Марка Аврелия - сочета-
ние поздней римской формы стоицизма с сильно выраженной
тенденцией платоновского идеализма. Как и Эпиктет, Марк Авре-

лий переносит центр тяжести с теоретического исследования на
религиозное настроение, основанное на углублении во внутренний
мир. Мировой порядок сделал все вещи изменчивыми и преходящими.
Мудрец выводит отсюда недоступность и стремления к внешним
благам, и стремления избежать зла. В человеке соединены тело с
душой, в которой, однако, кроме души в собственном смысле следует
различать главенствующий над ней дух. Это число духовное деятель-
ное начало в человеке, восходящее к духовности самого божества.

Предыдущая страница Главная страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna