Предыдущая страница Следующая страница

Учение Посидония о пневматических истечениях и о спермати-
ческих логосах подрывало основы платоновского дуализма.

Повторяется у Посидония и учение фатализма стоиков, так же
как их учение о мировой <симпатии>, или о связи любой, даже
малейшей, части космоса со всем космосом в целом. Отсюда же
следовало, как и у прочих стоиков, понятие о судьбе и о провидении.
Провидение рассматривается и как закон природы, и как воля в
человеке. Воля в нем -его <господствующее>, его <ведущее>, а
потому не только условие, но и залог его свободы. Основывается
воля на разуме. Судьба всемогуща, но не владеет никаким неодо-
лимым оружием против человека. Напротив, таким оружием против
судьбы владеет знающий и добродетельный мудрец. Условие сво-
боды человека от всевластия судьбы - длительное и тщательное
воспитание.

В философии Посидония элементы платонизма соединяются с
чертами пифагореизма. Это соединение сказывается особенно в его
учении о переселении и перевоплощении душ. Во вселенной совер-
шается круговращение рождений, а также периодических мировых
пожаров. По учению Посидония, душа, покинув тело, переходит в
надлунный мир. В нем она сначала очищается от земной скверны,
а затем подымается в высшие сферы. Здесь она в согласии со своей
природой созерцает идеи и блаженствует - вплоть до воспламене-
ния мира. Воспламеневший мир вновь разделяется на сферы, в
которых душа находит себе очередное тело и поселяется в нем.

Человек есть единство души и тела, а дух - бог, гостящий в
человеке. Однако и тело - истечение божественной <пневмы>.
Бессмертная пламенная душа все время находится в движении:
поднимаясь в небо, она освобождается от тела и пребывает там в
области света. Душам присуще, согласно Посидонию, бестелесное
предсуществование. Единое огненное начало пронизывает все вещи

в мире, так что все находится во всем. Воззрение это обосновывало
в глазах Посидония мантику. Опираясь на то, что все явления
природы и общества обнимаются одним законом, можно предска-
зывать все явления будущего и использовать для той же цели
наблюдения над конфигурациями небесных светил. Так обосновы-
вается у Посидония не только мантика, но и астрология, возмож-
ность составлять гороскопы, <читать> по звездному небу
предсказания о будущих судьбах людей.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna