Предыдущая страница Следующая страница

Весьма значительны широта тематики всех этих работ и трак-
татов, эмпирический интерес к природе, редкая любознательность
и зоркая наблюдательность. Правда, во многом Посидоний уже
испытывает влияние мистики и мистических настроений, образ его
мыслей зачастую спекулятивный, но сквозь него всюду просвечи-
вает вполне эмпирическая точка зрения. Именно с этой точки
зрения Посидоний обсуждал вопросы о размерах Земли, о клима-
тических поясах, о приливах и отливах, о материках, о реках и горах,
о движении Океана, о землетрясениях, о глубине Сардинского моря,
об италийских рудниках и т.п.

Над всем пестрым многообразием действительности во всех ее
обнаружениях господствует принцип причинности, в мире первое -
Зевс, второе -природа, а третье -закон природы. Мир есть ви-
доизменение единого божества и мыслится как шаровидное, боже-
ственное, огненное, целесообразно живущее и движущееся
дыхание, или как огненная <пневма>. Пневма эта образует, как у
Платона, мир <идей> и <чисел>. Из этой огненной пневмы расхо-
дятся по всему миру отдельные огненные зародыши всех вещей,

<семенные логосы> (^oyoi стяерцост1ко1'), которые определяют каж-
дую отдельную вещь и по ее материи, и по ее смыслу. Божество -
мыслящее огненное дыхание - не имеет никакого образа, но может
превращаться во что оно хочет и все делать себе подобным. Богов
существует множество, но, согласно Посидонию, необходимо от-
личать богов истинных от возникших в человеческом воображении -
либо в силу суеверия, либо в силу обожествления значительных
людей. И в том и в другом случае боги представляются в виде
огненной <пневмы>, или мирового огня, который переходит в

платоническое царство идей и чисел, и, таким образом, первона-
чальное натуралистическое воззрение превращается в платоновское
идеалистическое. Во всяком случае для Посидония характерна эта
тенденция к сближению натурализма и материализма стоических
воззрений с идеализмом, переходящим в идеализм платоновского
типа. Впоследствии этот идеализм станет неоплатонизмом и офор-
мится как учение Плотина. В учении самого Посидония это сбли-
жение натурализма с идеализмом имеет несомненные черты
эклектизма, присущего всей греческой философии этого периода.
Но в этом эклектическом соединении платоновские <идеи> уже не
только запредельны и занебесны, а огненная <пневма> становится
теплым дыханием, которым дышит человек и вся природа. Так как
душа воспринимает не телесные формы, она должна быть нетелес-
ной - подобно тому, как глаз, чтобы видеть, должен быть чувст-
вителен к свету, а ухо, чтобы слышать, - чувствительно к звуку.
Но та же душа есть, согласно Посидонию, тонкое огненное дыхание
и способна рассеиваться в воздухе.

Предыдущая страница Следующая страница

на главную страницу









 

© 2003, Lyna